Методы воспитания, предложенные Х.Джайноттом

• Принципиальное отрицание универсальных методов воспи­тания, готовых формул реагирования.

• Оттачивание коммуникативных навыков и способов про­никновения в чувства ребенка.

• Последовательное и обоснованное определение границ доз­воленного в поведении ребенка.

• Открытое и искреннее выражение своих чувств, эмоцио­нальных реакций в ответ на поведение и поступки детей.

В.Горянина шаг за шагом ведет родителей от авторитарности как принципа воспитания к доверию и взаимопониманию, к от­ветственному поведению детей. Эти ступени «взросления» роди­телей связываются прежде всего с углубленной личностной рабо­той над собой.

Созвучные идеи высказывает А. Фромм:родитель должен конт­ролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы его лю­бим и готовы помочь.

Ключевыми понятиями его модели воспитания являются ува­жение; близость с родителями; проявления любви.

А. Фромм подчеркивает важность воспитания в первые годы жизни, он убежден, что любовь необходима не только по отно­шению к ребенку, но и между другими членами семьи.

Отцу он отводит в воспитании особую роль — быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жиз­ни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.

Особое внимание родителей автор обращает на необходимость физического контакта с детьми (обнять, поцеловать, похлопать по плечу); на непрерывность в передаче ребенку ощущения люб­ви, симпатии, что требует уменьшения раздражительности по пу­стякам; на искреннюю готовность делиться с детьми временем, знаниями, опытом, а не «идти на жертвы».

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатирсвязаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей, по­этому нужно учиться быть родителями. Ключевые понятия, кото­рыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная; сложность семейного взаимодействия; семейная система откры­тая и закрытая; родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Са­тир, родительско-детские отношения должны строиться по зако­нам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспи­тание должно быть направлено на выработку у ребенка ценней­ших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзыв­чивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистично­сти, ответственности, самостоятельности, рассудительности.

Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития».

В последние годы за рубежом и в нашей стране усилился инте­рес к так называемой народной психологии развития.Народная психология развития изучает взгля­ды, представления, убеждения и установки родителей, механизм их влияния на детское развитие. Особое внимание уделяется не­традиционным системам воспитания, представленным неформаль­ными объединениями семей, пропагандирующими и воплощаю­щими в жизнь те или иные педагогические идеи. Среди популярных в России современных психолого-педагогических движений вы­деляются «Сознательное родительство», педагогика Б. П. Никити­на, «Нравственная психология и педагогика», православное се­мейное воспитание.

В их основе лежат философские и педагогические концепции, помогающие родителям ощутить истинное счастье и радость от общения с ребенком, понять его уникальность. При этом приемы воспитания, средства и способы реализации воспитательного про­цесса предлагаются различные, несходные.

Движение «Сознательное родительство» зародилось вначале 1980-х гг. как альтернатива отечественной медицине. Центральны­ми для этого направления выступают идеи И. Б. Марковского, ко­торые воплощаются в жизнь рядом родительских клубов. Инициа­тива принадлежит, как правило, женщине.

Огромное значение придается периоду внутриутробного раз­вития, процессу родов и первому году жизни. Зачатие и появле­ние ребенка на свет рассматриваются как события, в некоторой степени магические, освященные причастностью к космосу. Ребе­нок с момента зачатия — это духовное существо. Основы личност­ного развития закладываются на ранних этапах, в пренатальном периоде. Отсюда осознание ответственности родителей и их стрем­ление перестроить образ жизни семьи так, чтобы сделать его бо­лее естественным, «воссоединиться с природой». Для этого ис­пользуются купание в открытых водоемах, хождение босиком, физические упражнения, акватическая подготовка беременной к родам. Беременная женщина вместе с мужем должна позаботить­ся о рациональном питании и особенно — о психоэмоциональ­ном равновесии. Приветствуются водные роды в домашней обста­новке, и будущие родители проходят специальную подготовку к ним; роды воспринимаются как праздник, обставляемый неким ритуалом. В первые минуты жизни ребенка, еще не отъединенного от матери, прикладывают к груди. Среди специфических проце­дур, пропагандируемых этим направлением, — длительное пре­бывание ребенка в воде, серии ныряний, комплексы физических упражнений для младенца: бэби-йога, динамическая гимнастика. Подчеркивается ценность грудного вскармливания, поощряется раннее приучение к туалету.

Идеал движения — ребенок здоровый в физическом и психи­ческом отношении, живущий в гармонии с природой и людьми. Лозунг «Существую только я и мой ребенок» призывает родите­лей не обращать внимания на косые или недоуменные взгляды, осуждение окружающих, смело пробовать новые способы ухода и взаимодействия с ребенком. Стиль жизни семьи с рождением ре­бенка не нарушается, ребенок всегда и везде с родителями. Одна­ко родители обязаны выбрать тот вид досуга, который подошел бы их грудному младенцу.

Некоторое время назад идеи Марковского активно обсуждались в средствах массовой информации. В настоящее время число таких публикаций значительно уменьшилось. Статистических данных об особенностях физического и психического развития детей в рам­ках данной воспитательной системы нет. Противоречивы оценки и самих родителей. Методы дальнейшего руководства развитием ребенка, за пределами первого года жизни, практически не раз­работаны. Многие родители испытывают растерянность перед по­взрослевшими детьми, отмечают у них негативные личностные особенности, эгоистические тенденции.

Педагогика Б.П.Никитина развивает идеи, к которым сам ав­тор и его жена, Лена Алексеевна, пришли еще в 60-е гг. XX в. Испытывая неудовлетворенность существующей системой воспи­тания и здравоохранения, они начали выстраивать собственный подход, в основе которого — анализ воспитания семерых детей и внуков, учет опыта ошибок и достижений. Большое внимание от­водится младенчеству, раннему детству.

Авторы стремятся вдохновить родителей, укрепить их уверен­ность в себе и развить умение понимать потребности ребенка и на этом понимании строить воспитательный процесс. Мать не должна противостоять младенцу во имя «правил»: возможно кор­мление по требованию, сон рядом с матерью. Однако параллель­но начинается стимуляция активности самого ребенка — с мо­мента поиска соска и создания условий для физической актив­ности малыша. Гигиенические навыки прививаются с первых дней жизни. Закаливание проводится простым и естественным спосо­бом, когда трусики становятся основной одеждой ребенка в до­машних условиях. Уже ползунку предоставляется максимально возможная самостоятельность: ребенок имеет право и обжечься, и упасть. Своеобразная визитная карточка данного педагогиче­ского направления — спортивный комплекс (кольца, турник, канат, веревочная лестница) как неотъемлемое условие органи­зации образа жизни семьи. Родители — пример для подражания, они стремятся привлечь ребенка к выполнению домашних дел, к спортивным занятиям, заботятся о раннем интеллектуальном раз­витии ребенка.

Подходы «Нравственной психологии и педагогики» и воспи­тание в православной семье разительно отличаются от рассмот­ренных выше. Здесь не ставится задача развить какие-либо уди­вительные способности детей — интеллектуальные или физиче­ские. В центре внимания — ценности и идеалы ребенка и других членов семьи. Лаборатория «Нравственная психология и педагогика» А. Ц. Гармаева возникла в 80-е гг. XX в. Цель ее деятельности — возрожде­ние семейных традиций, укрепление нравственных принципов че­ловеческого общежития. Приоритет принадлежит духовным цен­ностям, семейным, а не общественным проблемам.Главные достоинства человека — следование долгу и умение помочь тому, кто нуждается в поддержке.

Воспитать душу ребенка, по мнению автора концепции, мож­но лишь через «проживание», через личный пример родителей в повседневной жизни семьи. Самовоспитание родителей, их духов­ный рост — залог успеха в воспитании ребенка. Своеобразен по­нятийный аппарат направления: благо, уклад, укладная и неукладная семья, сокровенный человек, проживание. Иерархия семейных отношений, уважение к старшим, дисциплина, послу­шание и любовь — основные составляющие «укладной» семьи, а эгоизм родителей — следствие проблем, возникающих в семье. Автор предлагает системы занятий, упражнений, направленных на осознание родительского эгоизма и способы его преодоления. Он также большое значение придает беременности и родам, но акцент делается на духовный рост и самосовершенствование ма­тери, ее смирение, кротость, спокойствие. Роды рассматриваются как проявление щедрости или эгоизма матери, готовности или неготовности терпеть, переносить боль, думать прежде всего о ребенке.

Воспитательные приемы просты — это процесс жизни в гармо­ничной, правильно организованной семье, совместное решение важнейших вопросов на семейных советах, соучастие в обществен­но полезном труде, например по восстановлению церквей. Физи­ческому развитию детей отводится подчиненное значение как умению переносить «телесный дискомфорт». Правила родитель­ского поведения немногочисленны: десятисекундная пауза перед тем, как сделать ребенку замечание; трехдневная пауза после за­мечания, перед тем как продолжить разговор на эту тему (или отказаться от него); и терпение, терпение, терпение.

Православная семьястроится на христианских принципах. Брак, супружество — это прежде всего мученический подвиг каждого из членов союза. Тяготы мужа и жены увеличиваются при появлении Детей. Однако таинство брака обещает торжество добра. Мужу и Жене уготованы разные роли в семье, это две половинки одного Целого со своими достоинствами. Глава семьи — муж, отец, он осознает свою ответственность за семью перед Богом. Вторая роль отводится жене. Ценность женщины — в ее сердечности, чутко­сти, гибкости ума, покорности. Цель семьи — рождение и воспи­тание детей; никакие успехи родителей в профессиональной дея­тельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака.

Главные средства воспитания — молитва и пример родителей, их внутренняя духовная жизнь, преодоление индивидуализма, себялюбия, «углубленная духовная жизнь каждого, работа над собой, хождение перед Богом». Основные воспитательные усилия направлены на состояние души детей, их умение жить доброде­тельно и скромно.

Итак, рассмотрев «идеальные» модели взаимодействия поко­лений родителей и детей в семье, обобщим некоторые основные положения.

Проблема семейного воспитания детей у разных авторов при­обретает разное звучание. Это может быть проблема детско-родительских отношений, когда на первом месте ~- личность ребенка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя — фигура родителя, его ведущая роль во взаимо­действии, возникающие у него трудности.

В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских уси­лий, как существо, которое нужно социализировать, дисципли­нировать, адаптировать к жизни в обществе.

«Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индиви­дуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремле­ние родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимо­действие,совместная, общая, взаимная деятельность по измене­нию обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека. Становясь воспитателем, родитель дол­жен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, до­верительное, но возлагающее определенную меру ответственнос­ти воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумываю­щихся родителей не только содержат рекомендации, каким дол­жен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личност­ного самоусовершенствования.

Вопросы и задания.

1. Какие особенности поведения родителей, по З.Фрейду, влияют на
личностное развитие ребенка?

2. В чем значение родительства для взрослого человека?

3. Какие позитивные личностные качества человека, по Э. Эриксону,
формируются в детстве в условиях разумной родительской позиции?

4. В чем различие материнской и отцовской любви? Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитичес­ком, бихевиористском и гуманистическом подходах.

5. Покажите взаимосвязь целей и методов в бихевиористской и гуманистической моделях детско-родительских взаимоотношений.

Рекомендуемая литература.

Байярд Р., Бапярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. —

Л., 1992.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

Винникот Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1995.

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1986.

Долыпо Ф. На стороне ребенка. — М; СПб., 1997.

Нелъсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. — М., 1994.

Обухова Л. Ф., Шаграееа О.А. Семья и ребенок: Психологический ас­пект детского развития. — М., 1999.

Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я. Пи-липовского. — М., 1992.

Раттер М, Помощь трудным детям. — М., 1987.

Рахматшаева В. А. Грамматика общения. — М., 1995.

Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. — М.,

2000.

Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. — М., 1930.

Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.

Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1991.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск, 1993.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ:

Наши рекомендации