Неформальные группы в организации

Общение с другими людьми составляют важнейшую потребность человека. Значительная часть общения связана с необходимостью. Но наиболее желанные контакты происходят по собственному вы­бору индивида, и с теми людьми, которые ему интересны и приятны.

При изучении неформальных групп в организации рассматриваются следующие четыре вопроса:

1. Понятие и сущность неформальных групп;

2. Возникновение неформальных групп;

3. Характеристики неформальной группы;

4. Использование неформальных групп в управлении коллективом.

Выше, в разделе 7.1 неформальная группа определена как некоторое количество людей, находящихся в личном контакте по причине собственных желаний.

В составе неформальной группы человек реализует следующие свои потребности:

желание социального общения с приятными и интересными для себя людьми;

развитие и коррекцию своей личности;

приобретение помощи и поддержки в достижении своих жизненных целей;

получение возможности психологической разгрузки во взаимопонимании с другими.

Неформальные группы представляют собой самопроизвольно сложившуюся систему социальных связей, норм и действий, являющихся продуктом заинтересованного межличностного общения.

Неформальные группы возникают в двух разновидностях:

– неофициальные связи в рамках производственных отношений, которые возникают и существуют параллельно с официальным взаимодействием;

– межличностные связи вне производственных отношений, а по личному выбору, интересу людей друг к другу.

Термин «неформальная группа» стал впервые использовать американский профессор Элтон Мейо в описании своих знаменитых Хоторнских экспериментов. Внутри производственных бригад спонтанно возникали малые социальные группы. В них каждый чувствовал себя не одиночкой, а членом выбранного им сообщества. Общественное мнение неформальной группы оказалось сильным регулятором моральных норм, отношения к труду, а также общего поведения работников.

В каждом коллективе за завесой формальных отношений существует более сложная система социальных взаимодействий. Отдельные работники стихийно объединяются в неформальные группы. Множество этих небольших групп создает свою особую систему социального взаимодействия. В совокупности их рассматривают как неформальную организацию, оказывающую значительное влияние на производительность и профессиональную удовлетворенность работников.

Психологическими особенностями неформальной группы являются:

- идентификация каждого из участников себя с группой;

- заинтересованное взаимодействие членов группы;

- распределение ролей по желанию и взаимному согласию.

Одни члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий, третьи заботятся о взаимоотношениях и т.д.

Неформальная власть обращается к человеку как к личности, в то время как формальная – к занимаемой должности. Неформальная власть носит личностный характер, а формальная власть устанавливается официально. Основные различия между указанными видами власти представлены в таблице 7.6.

Таблица 7.6 – Различия неформальных и производственных групп

Показатели Неформальная группа Производственная группа
1. Общие взаимоотношения Неофициальные, личные Официальные, служебные
2. Основное внимание к: Человеку, личности Должности, статусу
3. Источник власти лидера Исходит от группы Делегируется сверху
4. Руководство к проведению Негласные нормы Правила и обязанности
5. Источник управления Поддержка и санкции Вознаграждения, штрафы

В неформальной группе лидер получает власть «из рук» членов группы, а не от руководства. Эта власть не имеет отношения к формальной командной цепочке. Более того, нередко эти два вида власти вступают в конфликт.

Неформальная власть лидера зависит от отношения к нему сотрудников, поэтому она может быть весьма динамичной. Это связано с ее субъективной природой. Но при этом неформальная власть по своей силе влияния значительно превосходит официальную.

Возникновение неформальных групп происходит по воле их участников. Внутри профессиональных коллективов сотрудники взаимодействуют между собой отнюдь не по предписаниям руководства. Люди общаются на собраниях, за чашкой кофе, за обедом, после работы. Из социальных взаимодействий возникает множество дружественных микрогрупп. Часть из них постепенно сплачиваются до уровня неформальных групп.

Для возникновения сети неформальных групп (неформальной организации) особенно благоприятна трудовая среда. Одни и те же люди собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, проводят больше времени среди своих коллег, чем в собственной семье. Решаемые ими производственные задачи требуют общения и взаимодействия друг с другом. В коллективе люди во-многом зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия становится спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных организаций много общего с формальными, в которые они вписаны. И те, и другие организованы подобным образом. В каждой из них имеются своя иерархия, лидеры, цели. В спонтанно возникших организациях также существуют неписанные правила и нормы, которые служат регуляторами поведения. Правила и нормы подкрепляются комплексом поощрений и санкций.

Формальная организация создается по заранее продуманному плану. Неформальная организация является своего рода спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности сотрудников.

Разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций показана на рисунке 7.8.

Сотрудники образуют неформальные группы на основе своих контактов, предпочтений, общих интересов. Эти группы возникают из самой жизни данной организации (коллектива). Однако, как только такие группы возникли, они начинают жить собственной жизнью, нередко оторванной от трудового процесса.

Приятельские чувства, ставшие основой возникновения неформальной группы, приводят к появлению все новых видов деятельности. Эти виды обычно не связаны с производственным процессом.

 
  Неформальные группы в организации - student2.ru

Рисунок 7.8 – Образование формальных и неформальных организаций

Видами совместной деятельности могут быть общие обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с членами других групп, азартные игры и многое другое. Такое расширение взаимодействия приводит к созданию более крепких межличностных уз. Тем самым неформальная группа проходит стадию сплочения.

Причинами вступления людей в неформальную группу являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, тесное общение, личные симпатии.

Чувство принадлежности является сильной эмоциональной потребностью человека. Люди хотят идентифицировать себя с теми, кто кажется им интересным и значительным.

Взаимопомощь связывают обычно с личными устремлениями и потребностями сотрудника, реализация которых не достигается в официальной организации. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность обращаться за помощью к своему непосредственному начальнику. Однако на практике такая возможность часто отсутствует.

Взаимозащита необходима человеку перед внешними угрозами. Часто защита нужна для отстаивания своих прав, улучшения условий труда, утверждения профессионального и социального статуса.

Тесное общение помогает удовлетворить потребность человека в социальных контактах, особенно с интересными для него людьми. Кроме того, в общении происходит обмен информацией (личной и профессиональной), сверяются те или иные позиции.

Личные симпатии привлекают людей в неформальную группу, к своим авторитетам. Через участие в группе они получают возможность принадлежать к интересному кругу, больше общаться с теми людьми, к которым испытывают эмоциональное влечение.

Характеристики неформальной группы частично перекликаются с социальной. Однако психология управления рассматривает не характеристики вообще, а лишь те, которые имеют влияние на деятельность коллектива и руководства им. Основными психологическими характеристиками неформальной группы являются: социальный контроль, отношение к труду, статус лидеров.

Социальный контроль охватывает сферу влияния на членов группы. Выделяют два элемента социального контроля: сила и направленность.

Сила социального контроля определяет степень воздействия неформальной группы на своих членов. Она может варьироваться от легкого влияния до полного подчинения.

Направленность социального контроля связана с его уровнем соответствия общественным ценностям и нормам. Это может проявляться как в полном соответствии нормам, так и в асоциальной направленности.

Отношение к труду связано с позицией неформальной группы по вопросам профессиональной деятельности. Это отношение может быть выражено в трех вариантах: поддержка, нейтралитет и противодействие.

Поддержка эффективной трудовой деятельности является для руководителя самой желаемой позицией неформальной группы. В таком случае существенно облегчается в коллективе решение вопросов стимулирования и мотивации труда.

Нейтралитет к трудовой деятельности обычно связан с тем, что неформальная группа занята чем-то другим, не связанным с профессией.

Противодействие неформальной трудовой деятельности является серьезной помехой для руководителя. В этом случае он должен предпринимать активные попытки изменить отношение группы к труду. Если это не удастся, возникает необходимость «хирургического» вмешательства, то есть разрушения группы путем перевода ее участников в разные подразделения. Однако такой вариант следует рассматривать как крайнюю меру.

В рамках отношения неформальной группы к труду особую роль играет ее позиция по поводу инноваций. Если группа настроена консервативно и сопротивляется любым переменам, в коллективе сложно вести инновационную деятельность. Надо прежде изменить позицию группы.

Статус лидеров неформальной группы во многом влияет на ее позицию и деятельность. Вариантов в статусе лидеров может быть несколько: сильный лидер; неявный лидер; соперничество лидеров; содружество лидеров.

Сильный лидер в неформальной группе полностью держит ее под своим влиянием и контролем. В этом случае групповое мнение и ее деятельность полностью подчинены воле лидера, и определяются его позицией.

Неявный лидер отражает такое положение в неформальной группе, когда она объединена вокруг какой-то идеи, интереса, а не личности. Отношения в такой группе будут демократичными.

Соперничество лидеров возникает тогда, когда в неформальной группе появляются две (а иногда и более) сильных личности, которые вступают между собой в борьбу за влияние. Это может привести к саморазрушению группы.

Народная мудрость по такому поводу гласит: «Два медведя не могут ужиться в одной берлоге».

Содружество лидеров в неформальной группе возможно тогда, когда две (и боле) сильных личности дружат между собой. Тогда их общее мнение и будет позицией группы.

С точки зрения руководителя, а также его управленческого воздействия, статус лидера в группе имеет очень важное значение. Через влияние на лидера можно воздействовать не только на неформальную группу, но и на весь коллектив.

Достоинства и недостатки неформальных группявляются их ключевыми характеристиками. Неформальные группы имеют как свои психологические достоинства, так и потенциальные недо­статки. Они связаны с тем, совпадают или нет позиции неформальной группы с производственными целями организации, ее корпоративной культурой и профессиональной этикой. Основные психологические достоинства и потенциальные недостатки неформальных групп представлены в таблице 7.7.

Таблица 7.7 – Достоинства и недостатки неформальных групп

Достоинства Недостатки
1. Улучшение коммуникаций и сплочение сотрудников 2. Благоприятствие выполнению рабочих заданий 3. Облегчение управленческой нагрузки руководства 4. Способствование повышению качества профессиональной жизни 5. Служение клапаном для выпуска негативных эмоций 1. Благоприятствие формированию нежелательных установок и мнений 2. Способствование появлению нежелательных слухов 3. Инициирование конфликтов между индивидами и группами 4. Сопротивление инновациям и переменам 5. Негативное воздействие на поведение и самооценку отдельных работников

Достоинства неформальных групп проявляются наиболее ярко в сплочении и взаимопонимании, когда все участники имеют положительные установки друг к другу. Под сплоченностью обычно понимают степень, с которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь со стороны группы.

Потенциальные недостатки неформальных групп также могут быть весьма существенными. Например, пока в одной части коллектива распространяется полезная информация, от неформальной группы могут «расползаться» непроверенные слухи или негативные мнения. «Настроение» неформальных групп весьма переменчиво, так же, как и их отношение к членам коллектива, не входящим в группу.

И еще одно. Неформальные группы часто сопротивляются переменам (инновациям), так как их устраивает сложившаяся обстановка.

Использование неформальных групп в управлении коллективом составляет важную часть работы квалифицированного руководителя. Если с неформальными группами ведется умелая работа, это может оказать существенную помощь в поддержании положительного психологического климата, создании высокого качества профессиональной жизни, общем производственном успехе коллектива.

Работа руководителя с неформальными группами заключается в следующем: учет наличия групп; сотрудничество с группами; нейтрализация отрицательных групп.

Учет наличия неформальных групп начинается с признания того, что это объективный элемент социального общения, и возникновение групп неизбежно. Учет наличия включает: знание групп; изучение мнения лидеров; прогнозирование реакции групп.

Знание группы охватывает ее состав, направленность, статус лидеров. От этого зависит общее отношение руководителя коллектива к данной неформальной группе.

Изучение мнения лидеров позволяет ориентироваться на общую позицию неформальных групп. Как правило, именно позиция и настрой лидеров определяет групповое мнение практически по любому вопросу жизни коллектива.

Прогнозирование реакции неформальной группы на важные события в жизни коллектива и действия руководителя помогает принимать правильные решения. Это вовсе не значит, что руководитель должен стараться «угождать» группе. Это означает, что, прогнозируя отрицательную реакцию, руководитель должен более тщательно готовить возможные непопулярные решения, убеждать коллективное мнение в правильности своей позиции, используется серьезные аргументы.

Так, во Франции в 2011 г. проведена пенсионная реформа: уве­личен пенсионный возраст с 60 до 62 лет, изменен механизм формирования пенсионных фондов. Профсоюзы оказывали жесткое сопротивление реформе. Но правительство «держало удар». Гражданам терпеливо разъяснили, что в противном случае рухнет бюджет страны. Рост средней продолжительности жизни французов, как важное социальное достижение, создал, с другой стороны, отрицательное влияние на бюджет. Пенсионные фонды не могли обеспечить возросшие объемы выплат.

Сотрудничество с группой и ее лидером для руководителя является наиболее оптимальной формой взаимодействия с ней. Сотрудничество включает следующие элементы: подготовка решений; влияние на общественное мнение; формирование команд.

Подготовка решений по сложным вопросам жизни коллектива может быть более успешной, если к этому привлекались неформальные группы. В этом случае используется профессионализм и интеллектуальный потенциал членов группы. Кроме того, заранее закладывается поддержка коллективом будущего решения.

Влияние на общественное мнение коллектива через неформальную группу может быть очень действенным. Сама группа является наиболее сплоченной частью коллектива. Остальная его часть более разрозненна, и не может выступать «единым фронтом». Поэтому общественное мнение всего коллектива обычно следует за позицией сплоченной группы.

Формирование команд для выполнения профессиональных работ на базе неформальных групп является естественным и правильным. В трудовых командах важную роль играет сплоченность и взаимопонимание. А все это в неформальных группах имеется.

Нейтрализация отрицательной группы является вынужденной мерой. Это происходит тогда, когда неформальная группа мешает работе коллектива и управлению им. Нейтрализация включает следующие элементы: изменение позиции группы; ограничение влияния группы; разрушение группы.

Изменение позиции неформальной группы предпринимается руководителем коллектива с тем, чтобы разъяснить группе и ее лидерам их отрицательную роль в производстве. Следует добиться от них если не поддержки трудовой деятельности, то хотя бы нейтралитета. Для этого можно использовать весь арсенал мер: от уговоров и поощрений, до угроз и санкций.

Ограничение влияния неформальной группы заключается в том, чтобы «развести» ее участников по разным отделам (бригадам). Снижение интенсивности их межличностного общения уменьшит единство группового мнения. А это, в свою очередь снизит их влияние на других членов коллектива. Группа сильна своей сплоченностью, а в «разрозненном» виде она существенно слабеет.

Разрушение неформальной группы используется как крайняя мера. Это и есть «хирургическое» вмешательство в жизнь неформальной группы. Члены группы переводятся по разным отделам так, чтобы исключить их контакты в рабочее время. Лидера отрицательной группы вообще желательно уволить под каким-либо предлогом.

Следует помнить, что использование неформальных групп для улучшения управления коллективом наиболее эффективно в том случае, когда неформальные лидеры поддерживают руководителя, взаимодействуют и сотрудничают с ним. Поэтому успешный руководитель, как правило, хорошо знает неформальных лидеров возглавляемого им коллектива, поддерживает с ними хорошие отношения и опирается на их авторитет.

Итак, неформальная группа является объединением людей по личным предпочтениям. В группе человек реализует свои потребности в социальном общении, саморазвитии, помощи и поддержке, психологической разгрузке.

Психологическими особенностями неформальной группы являются идентификация и взаимодействие участников, распределение между ними ролей по своему желанию.

Возникновение неформальных групп происходит стихийно, в результате постепенного сплочения микрогрупп, образовавшихся из приятельских чувств и личных симпатий в ходе социального общения. Наиболее благоприятной сферой возникновения неформальных групп является трудовая среда.

Причинами вступления человека в неформальную группу обычно выступают: стремление ощутить принадлежность, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение, личные симпатии.

Основными психологическими характеристиками неформальных групп являются: социальный контроль, отношение к труду, статус лидеров. Неформальные группы имеют как психологические достоинства, так и потенциальные недостатки.

Работа руководителя с неформальными группами и их использование в управлении коллективом заключается в следующем: учет наличия групп; сотрудничество с группами и их лидерами; нейтрализация отрицательных групп.

Внешняя среда организации

Работа организации во многом зависит как от внутренних, так и внешних обстоятельств, которые образуют внешнюю среду.

В рамках изучения внешней среды организации изучаются следующие четыре вопроса:

1. Сущность и виды внешней среды;

2. Элементы внешней среды прямого действия и их психологические аспекты;

3. Элементы внешней среды косвенного действия и их психологические аспекты;

4. Элементы международной среды и их психологические аспекты.

Внешняя среда – это совокупность экономических и социальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность. Внешняя среда бывает трех видов: прямого и косвенного действия; международная среда.

Внешняя среда прямого действия заключается в наружных явлениях непосредственного влияния. Она состоит из четырех социальных и одного экономического элементов.

К социальным элементам относятся: поставщики, потребители, конкуренты, правовые условия (так как они установлены обществом).

К экономическому элементу принадлежат внешние ресурсы.

Поставщики – это люди и фирмы, которые обеспечивают организацию сырьем, комплектующими, запчастями, инструментом.

Поставщики связаны с деятельностью организации «на входе». Определенные трудности для руководства составляет оценка объемов запасов сырья и комплектующих. С одной стороны, их должно быть относительно много, чтобы в случае перебоев со снабжением не остановилось производство. С другой стороны, большие запасы «замораживают» оборотные средства, равные стоимости этих запасов.

Например, японцы решили эту проблему путем внедрения системы «Канбан». Эта система построена на «поставках с колес». Все необходимое сырье, материалы и комплектующие поставщики, по согласованному графику, доставляют в нужное время прямо в производственный цех, минуя склад.

Для европейского и американского делового мира японская система «поставок с колес» слишком ненадежна, т. к. полностью зависит от надежности поставщиков. Вместо нее применяется система логистики, которая определяет объемы и пути движения материалов. Система логистики предполагает некоторое количество складских запасов, но относительно небольшое.

Потребители – это люди и предприятия, которые используют производимую организацией продукцию и предлагаемые услуги. Организация фактически существует для потребителей. Без них теряется смысл ее деятельности.

Изучением потребителей, их запросов и предпочтений занимается маркетинг. В сферу маркетинга входит поиск новых потребителей и рынков, и даже «создание» потребителей. Создание означает убеждение определенной группы людей и предприятий в том, что им нужна выпускаемая организацией продукция.

Конкуренты – это предприятия, выпускающие аналогичную продукцию или предлагающие подобные услуги. Между конкурентами идет соперничество за потребителя. Здоровая конкуренция является основой современной эффективной экономики. Она не позволяет неоправданно завышать цену или снижать качество продукции.

Так, известная английская поговорка гласит: «Если в поселке одна столовая, то пища в ней скоро станет несъедобной».

Высокая доля (обычно 30 % и выше) в производстве одного вида продукции, представленной на рынке, определяется как монополия. Все страны имеют антимонопольное законодательство, которое регулирует положение монополий.

Так, в Беларуси имеется Комитет по ценовой политике в структуре Министерства экономики. Все предприятия, отнесенные к монополистам, обязаны представлять Комитету обоснование своих цен. Это делается с целью недопущения завышения цен.

Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны. Правовые условия регулируют юридическую сторону деятельности предприятий.

Смысл правовых условий – создать такие «правила игры» для субъектов хозяйствования, которые стимулировали бы развитие и расширение производства товаров и услуг.

К правовым условиям относят не только законы, но и практику их применения. А это зависит от позиций центральной и местной властей, многочисленных контролирующих органов. Можно иметь достаточно прогрессивные законы, но при этом плохие условия для деятельности и развития предприятий. Смысл хороших законов можно свести на нет подзаконными актами, громоздкими процедурами, всеобщим лицензированием, всевластием контролирующих органов.

Внешние ресурсы – это потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. Основными видами производственных ресурсов являются: сырьевые, энергетические, финансовые, трудовые.

Психологические аспекты внешней среды прямого действия заключаются в репутации предприятия, то есть отношении к нему со стороны общественного мнения. Если репутация является высокой, это будет относиться и к его продукции. Она будет пользоваться спросом и будет конкурентоспособной. В этом случае, кроме сказанного, будет достаточно желающих занять вакантное место на предприятии, то есть возникает солидный «кадровый портфель».

Внешняя среда косвенного действия заключается в явлениях, не связанных напрямую с деятельностью организации, но имеющих на нее влияние. Эта среда состоит из трех факторов: экономического, политического и социального.

Экономический фактор характеризует уровень экономики страны. Этот фактор, в свою очередь, состоит из трех основных элементов: общего состояния экономики, степени научно-технологического развития, уровня жизни и платежеспособности населения.

Политический фактор определяет общую политическую обстановку страны. Он включает общеполитическую ситуацию (демократия, автократия, монархия), отношение центральных и местных органов власти к сфере деятельности предприятия.

Социальный фактор – это отношение общественного мнения к экономической системе и частной собственности. Если у населения недостаточно трудолюбия, но при этом много притязаний на хорошую жизнь, такая внешняя среда будет неблагоприятной для деятельности предприятия по показателю трудовых ресурсов.

Психологические аспекты высшей среды косвенного действия заключаются в общем уровне трудовой и экономической культуры населения, ответственности людей за выполняемую работу, внутренней позиции чиновников по отношению к производственным предприятиям, экономической образованности граждан.

Международная среда организации состоит из ряда конкретных зарубежных факторов и явлений, которые влияют на ее положение и результаты деятельности.

Международная среда воздействует на современное предприятие гораздо ощутимее, чем это может показаться на первый взгляд. Даже если предприятие не имеет никаких прямых зарубежных контактов с поставщиками или потребителями, ему все равно не избежать влияния международной среды. На своем национальном и местном рынке, продавая свою продукцию, каждое предприятие неизбежно вступает в конкуренцию с аналогичной импортной продукцией.

Можно выделить три экономических и один социальный составные элементы международной среды. К экономическим относятся: конкурентоспособность национальной продукции, сальдо экспорта-импорта, структура экспорта. Социальным элементом внешней среды является инвестиционный климат.

Конкурентоспособность национальной продукции – это сравнение по привлекательности, в глазах потребителей, отечественных и импортных товаров и услуг.

Каждое государство старается на национальном и мировом рынке защитить своих отечественных производителей от активных конкурентов. Основные пути защиты следующие:

поддержка импортозамещающих производителей;

введение высоких таможенных пошлин на импортную продукцию с целью снижения ее конкурентоспособности по цене;

поддержка своих производителей-экспортеров и др.

Излишняя опека отечественных производителей со стороны государства имеет и отрицательный эффект. У производителей нет стимула выпускать действительно конкурентоспособную продукцию.

Сальдо экспорта-импорта – это соотношение объемов поставляемых в страну товаров и вывозимых из нее, в денежном выражении. Положительное сальдо означает, что суммарная стоимость экспортируемой в течение года из страны продукции превышает сумму импорта. Это хороший показатель для страны, так как происходит приток валюты, поддерживаются рабочие места, в целом государство богатеет.

Структура экспорта – это соотношение продукции разной степени переработки в общем объеме продаваемых за границу товаров. Экспортный товарный ряд по рейтингу глубины переработки делят на пять видов: сырье, полуфабрикаты и запчасти; готовые изделия; высокотехнологическая продукция; интеллектуальные разработки. Наиболее выгодно торговать интеллектуальной, высокотехнологичной продукцией. Наименее выгодно продавать сырье.

Так, структура экспорта из стран СНГ показывает их невысокий технологический уровень. В частности, Россия экспортирует газ и нефть, имея от этого большие доходы. Однако они могли бы быть значительно выше, если бы, скажем, в России была организована глубокая нефтепереработка.

Инвестиционный климат – это отношение к инвестиционным вложениям со стороны потенциальных инвесторов, государства и общества. Климат играет важнейшую роль в привлечении в страну капиталов, высоких технологий, интеллектуальных разработок. Привлекательный инвестиционный климат может выступить серьезным фактором экономического развития.

Опасность отрицательного климата состоит в том, что в страну не поступают зарубежные капиталы. Но проблема не только в этом.

Внутренний капитал в неблагоприятном климате тоже не инвестируется в отечественную экономику. Более того, он «утекает» за границу, преимущественно в оффшорные зоны – страны с налоговыми льготами и сохранением конфиденциальности источников капиталов.

Инвестиционный климат страны зависит от правовых гарантий, политической стабильности, экономических льгот и налоговых послаблений.

Психологические аспекты международной среды заключается в сравнительном отношении общества (потенциальных потребителей) к отечественной и импортной продукции. Весьма желательно, чтобы у населения присутствовало убеждение в необходимости поддержки отечественного производителя. В этом случае потребитель на национальном рынке при сопоставимых условиях будет выбирать отечественную продукцию.

Итак, внешней средой является совокупность экономических и социальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность. Различают три вида внешней среды: прямого и косвенного действия, а также международную.

Внешняя среда заключается в наружных явлениях непосредственного влияния. Она состоит из пяти элементов: поставщики, потребители, конкуренты, правовые условия, внутренние ресурсы. Психологические аспекты этой среды заключаются в репутации предприятия в глазах социума.

Внешняя среда косвенного действия заключается в явлениях, не связанных напрямую с деятельностью организации, но имеющих на нее влияние. Она состоит из трех факторов: экономического, политического и социального. Ее основной психологический аспект состоит в уровне трудовой культуры населения.

Международная среда организации состоит из зарубежных факторов, которые влияют на ее положение. Она складывается из следующих элементов: конкурентоспособность продукции, сальдо экспорта-импорта, структуры экспорта, инвестиционного климата. Основным психологическим аспектом международной среды является сравнительное отношение населения к отечественным и импортным товарам.

Наши рекомендации