Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт

Размышляя над проблемой конфликтов, правомер­но задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и за­стой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы.

Но, к счастью, жизнь подбрасывает нам самые не­ожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуаций.

Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представ­ления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, там, где не подавляет­ся проявление человеческой индивидуальности, творче­ства, там с неизбежностью возникают конфликтные си­туации. Но как только возникает конфликтная ситуа­ция, мы испытываем дискомфорт и напряжение, кото­рые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко.

Если не для всех, то для большинства из нас, характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации. Причем это неумение легка объяснить тем, что, как правило, ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обучают. Вместе с тем социальная педагогика и психология накопила богатый эмпирический и теоретический материал, который органически вписывается в ту новую область научного знания, которую мы назвали конфликтология.

Но вначале разберемся в сущности некоторых по­нятий, таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация. Однако справедливости ради, следует за­метить, что нижеприведенные определения возникли у нас не на постом месте, а являются следствием ана­лиза и обобщения исследований ряда социологов, пси­хологов и педагогов, чьи работы приведены в списке рекомендуемой читателю литературы в конце книги.

Итак, чтобы конфликтология заработала как наука, нам необходимо ввести в оборот некоторые ее понятия. Перечислим их, дадим им определения и разъяснения.

Инцидент – это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

Участник спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации – это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.

Противник – это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей.

Оппонент – это участник дискуссии-спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.

Конфликт это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников. Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»:

Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.

Усиление конфликта – это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.

Затухание конфликта – это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Сильный оппонент – это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками спора, переговоров, разрешения конфликта.

Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия.

Определить, даже с учетом конкретной ситуации, особенно объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает не легко.

Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. По­скольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные конфликты, то следует обратить внимание на противоречия, их порождающие.

Коллективное решение той или иной проблемы по­казывает, что мы прежде всего имеем разные мотивы и интересы.

Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что всегда следует представлять себе в уме интересы того чело­века, с которым имеешь дело. Однако источников кон­фликтов — противоречий, возникающих между людьми, значительно больше, чем их интересов.

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

- рассогласование знании, умений, способностей, личностных качеств;

- функций управления;

- эмоциональных, психических и других состояний;

- технологических, экономических и других процес­сов;

- целей, средств, методов деятельности;

- мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

- взглядов, убеждений;

- в понимании, интерпретации информации;

- ожиданий, позиций; — оценок и самооценок.

Однако важно знать не только те противоречия, ко­торые порождают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следую­щие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельностному признаку можно, выделит, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.

Тест на оценку уровня конфликтности личности

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. На­пример: 1а, 26, Зв и т. д.

Вопросы

1. Характерно ли для вас стремление к доминирова­нию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет, б) иногда как, в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят?

а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчи­вый.

4. Как часто вам приходится выступать с критиче­скими суждениями?

а) часто, б) периодически, в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообраз­ности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще бы советовался с людьми.

6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да, б) скорее всего да, в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?

а) да, б) скорее всего да, в) нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы бо­ретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпи­мость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

а) независимый; б) лидер; в) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчи­вым,

12. Против чего вам чаще всего приходится бороть­ся?

а) с несправедливостью; б) бюрократизмом; в) с эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно:

а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности достаточно объективно; в) переоцени­ваю свои способности,

14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность.

Вопросы Оценочные баллы ответов   Уровни развития конфликтности Суммарное число бал­лов
а) б) в)   1 — очень низкий 14—17
а) б) в)   2 — низкий 18—20
а) б) в)   3 — ниже среднего 21—23
а) б) в)   4 — чуть ниже среднего 24—26
а) б) в)   5 — средний 27—29
б а) б) в)   6 — чуть выше среднего 30—32
а) б) в)   7 — выше среднего 33—35
а) б) в)   8 — высокий 36—38
а) б) в)   9 — очень высокий 39—42
а) б) в)      
а) б) в)      
а) б) в)      
а) б) в)      
а) б) в)      

А теперь проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека ха­рактерны для конфликтной личности.

Обобщение результатов, исследований психологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показывают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие:

— стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым. Там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;

— излишняя принципиальность;

— излишняя прямолинейность а высказываниях и суждениях;

— критика, особенно критика необоснованная, не­достаточно аргументированная;

— плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;

— консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;

— стремление сказать правду в глаза. Иногда бес­церемонное вмешательство в личную жизнь;

— стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к неза­висимости перерастает в стремление делать «всё, что хочу», то оно сталкивается с желаниями и мнениями других

— быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, это уже раздражает;

— несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;

—- неадекватная оценка своих возможностей и спо­собностей, особенно их переоценка;

—, инициатива, особенно творческая,— это хорошо, но, когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, то это .создает напряженную и даже конфликтную ситуацию.

Исходя из вышесказанного, сформулируем несколь­ко правил поведения, направленных на то, чтобы прео­долеть в себе негативные качества характера, поведе­ния.

Наши рекомендации