Проблема социально-типического в личности (все по Асмолову)
Социогенез – происхождение и развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и формациях (Асмолов)
Социотипическое поведение – особенности поведения в определенной группе, которые человек может и не замечать (нельзя вернуться к прошлым эпохам и культурам благодаря опыту – Леонтьев).
При анализе социотипического поведения личности в системе «роль-для-всех» выделяются следующие направления исследований:
а) разработка представлений о социогенетических истоках возникновения личности и социогенезе личности в истории развития общества;
б) изучение социотипических проявлений в развитии и функционировании личности в разных этических общностях (национальный характер, национальное самосознание, природа и функции этнических стереотипов);
в) закономерности социотипического поведения в больших группах в разных сферах социально-исторического образа жизни (семья, работа, досуг и т.п.).
Выготский о социотипическом поведении:
Субъект выражает усвоенные в культуре личностные образцы поведения и познания, надсознательные надиндивидуальные явления, в основе которых лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система различных значений, определенных в культуре в виде различных схем поведения, социальных норм и т.п.
- национальный характер
- социальный характер
- профессиональный характер
Социальные и этнические стереотипы:
Выражают индивидуальность социума – специфические способы решения проблемы.
Выступают для личности как ее социальная характеристика, функционально-ролевые качества.
Социотипы и конфликты возникают при взаимодействии культур (в селе меньше правонарушений, чем в городе, но большинство правонарушений в городе совершается теми, кто приехал из села).
Функции социотипического поведения:
1) нейтрализуют тенденцию к индивидуализации поведения и росту его вариативности
2) личность освобождается тот принятия индивидуальных решений в типовых ситуациях
НО
Всем культурам присущи отклонения от нормативного поведения.
Неадаптивное поведение – источник развития, сыграло важную роль формировании рода homo.
Специализация деятельности – развитие индивидуальных способностей.
Человек стоит перед выбором различных средств достижения цели.
Лотман: сама социокультурная система содержит в себе активные механизмы по выработке неопределенности, обрекающие члена общества на выбор.
Современный мир: кризис идентичности – ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.
Лиминальность – момент, когда старая общественная позиция человека уже устарела, а новая еще не родилась (Тернер)(переход в другую возрастную категорию, вступление в брак)
С усложнением социума увеличивается возможность перехода из одной замкнутой группы в другую – личность должна отстоять своё «Я».
Исторически человек проходил через основные пороги лиминальности в социальной группе.
В.А. Ядов: Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности:
Диспозиция – предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения, это психологическое выражение взаимоотношения потребностей и условий деятельности.
Иерархическая структура диспозиции: иерархия и потребностей, и условий деятельности:
Критерий для классификации потребностей, как последовательное расширение граней активности личности. По Ядову, источник активности – потребность в достижении двух противоположных целей: слияния с социумом и выделение своего «Я» в качестве автономной единицы.
Критерий для установления иерархии условий деятельности: длительность времени, при котором ситуацию деятельности может рассматривать как относительно устойчивую.
Уровни диспозиций:
1. элементарные фиксированные установки
2. социальные фиксированные установки
3. общая направленность интересов личности
4. системы ценностных ориентаций
Уровни поведения личности (в соответствии с уровнями диспозиции):
1. простейшие поведенческие акты
2. поступки
3. поведение
4. жизнедеятельность в целом
То, какая диспозиция определяет поведение зависит от поставленной перед ним цели.
Ситуационные социальные установки автономны от вышележащих диспозиционных образований (этот тезис Ядова соответствует принципу Берштейна – принципу предельной неуступчивости организма к изменению существенных черт его поведения и уступчивости по отношению к несущественным особенностям поведения. Их вариативность обеспечивает гибкое приспособление к сиюминутно изменяющимся условиям среды, носят реактивный х-р.