Вопрос 50. Понятие о психолого-педагогической диагностике личности. Социально-психологические и социально-педагогические методы изучения личности ребенка

Диагностика в деят-ти соц. педагога занимает центральное место, поскольку от установления соц. диагноза зависит решение проблемы, а затем предоставления необходимой помощи. С целью получения информации приходится пользоваться различными видами диагностики, адаптируя их к своей деят-ти.

Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой

Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики являются:

- выяснения уровня готовности ребенка к школе;

- выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

- выяснения причин школьной дезадаптации;

- раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

- управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

- углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Задачи второго типа - собственно психологические, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто психологические (консультативная помощь, коррекция личности, психологический тренинг, индивидуальная и семейная психотерапия, психологические рекомендации и т.д.). Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психологическое воздействие. Не меньшее значение имеет фактор "заказчика". Запрос психологу может поступать от педагога, от родителей, от самого школьника. Кроме того, сам психолог может поставить перед собой эту задачу.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происхо­дит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффек­тивности педагогических факторов.

Социальная педагогика как наука и как область прак­тической деятельности является одной из самых моло­дых, поэтому имеет дефицит собственных методов и активное использование методов из смежных областей, следовательно, социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психо­логические, социологические.

Метод (от греч. – путь исследования) – это способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы
социологические Психологические Педагогические
Методы социальной диагностики: - интервью - мониторинг - социологический опрос - экспертная оценка - экспертный прогноз - биографический метод Психодиагностические: - тесты интеллекта и способностей - личностные опросники - тесты достижений - проективные тесты - рисуночные тесты - социометрия Организационные: - педагогический эксперимент
Методы социальной профилактики: - превентивный метод - социальная терапия - социодрама - группа поддержки Психокоррекционные: - психогимнастика - игровая коррекция - игротерапия - арттерапия - диагностический обучающий эксперимент -социально-психологический тренинг Педагогической диагностики: - педагогическое наблюдение - естественный эксперимент
Методы социального контроля: - социальный надзор - социальная опека - социально-медицинский уход - социальное обслуживание Методы психологического консультирования: - эмпатическое слушание - интерпретация - идентификация - фасилитация - выдвижение гипотез Обучения: - словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником) - практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)
Методы социальной реабилитации: - трудотерапия - статусное перемещение - групповая терапия - кризисная интервенция Метод психотерапии: - самовнушение - рационализация - психоанализ - транзактный анализ - групповая терапия - семейная терапия Воспитания: - положительный пример - убеждение - приучение - поощрение и наказание - внушение - упражнение - перспектива - игра - доверие - организация успеха самовоспитание
Социально-экономические методы: - метод льгот и пособий - метод компенсаций - социальный патронаж - медицинский патронаж - социально-экономические санкции
Организационно-распорядительные методы: - регламентирование - нормирование - инструктирование - критика - контроль и проверка исполнения

К собственным методам социаль­ной педагогики можно отнести социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирова­ние и его анализ, социально-педагогическое обследова­ние качества жизни, социально-педагогический монито­ринг.
Методы социально-педагогического исследования

1) Наблюдение – изучение поведения объекта в микросоциуме. Обычно проводится в естественных условиях без вмешательства в ход деятельности и общения. Перед наблюдением составляется план на что надо обратить особое внимание.

2) Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Началу беседы предшествует краткое вступление: тема, цели, задачи опроса, затем вопросы более простые, затем сложные, требующие анализа, размышления, активизации памяти.

3) Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. По содержанию должно охватывать только определенную проблему. По форме вопросы: закрытые (с вариантами ответов), открытые, прямые, косвенные.

4) Интервью – заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному клиенту. Виды: свободное (определяется только тема), фокусированное (заранее подготовленные вопросы, их последовательность может меняться), формализованное (строго регламентировано вопросами), стандартизированное (преобладают закрытые вопросы).

5) Метод экспертной оценки – основан на анкетировании/интервьюировании, когда проблема нуждается в оценке компетентных лиц (м.б. «круглый стол»).

6) Параметрический метод – сопоставление 2-х ключевых параметров (на входе и на выходе).

7) Метод оценки эффективности: прямой оценочный (периодические устные и письменные опросы); параметрический (сравнение того что положено клиенту по нормам и то, что выполняется); смешанный.

8) Анализ документов: по степени персонификации: личные и безличные; в зависимости от статуса деятельности: официальные и неофициальные; по источнику информации: первичные (данные непосредственного наблюдения), вторичные (обобщающие первичные документы).

9) Тестирование – в основе – стандартизированные задания (тесты развития, ассоциативные…)

10) Биографический метод позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни: направленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписки, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в общем.

Наши рекомендации