Тревожность личности как социально – психологическая проблема

Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.

Проблеме тревожности посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии.

В последнее десятилетие интерес многих психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.

Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.

Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.

В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализована, диффузна. Поведенческие проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.

Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.

Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания, относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимы.

В результате развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием, своего рода характеристикой воспитанников детского дома.

Условиям жизни и особенностям становления личности воспитанников дома ребенка, детского дома или школы-интерната для детей, лишенных родительского попечительства, динамике развития их интеллектуальной, когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер посвящено большое количество исследований.

Многолетние наблюдения за детьми, которые, находясь в учреждениях подобного типа, непременно подвергаются сенсорной, двигательной и социальной субдепривации, выявили серьезные нарушения всех аспектов их личности, в том числе – и особенно – эмоциональной сферы. Причина деформации эмоциональной сферы, как было установлено, заключается в первую очередь в отсутствии у ребенка эмоционального контакта с матерью и соответствующего его природе общения с взрослыми.

Тревожность - это «индивидуальная психологическая особенность», проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Психологическая наука дает различные толкования природы тревожности, т.к. «вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен».

Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу свойства нервной и эндокринной систем, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологи выделяют устойчивую тревожность, в какой – либо сфере: эта тревожность может быть или частной, «связанной» (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и «возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под воздействием защитных механизмов (и, прежде всего под влиянием механизмов вытеснения).

Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:

· эмоциональное состояние в определенной ситуации,

· устойчивое свойство, черта личности или темперамента,

· устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое считается признаком эмоциональных нарушений.

На наш взгляд, личностная тревожность выступает, как сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации.

В логике организации семьи, как функционального субъекта, детерминирующего развитие личности, одним из основных параметров выступает система напряжений между родовыми структурами матери и отца ребенка [24].


Наши рекомендации