Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения,
родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976). По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания (Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач.XXвв., 1994). Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интерментальной психологией. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма.

ЛЕКЦИИ

Социальная психология как наука возникла в конце прошлого века, однако, предпосылки для её возникновения определились еще в древности. Античные философы (Аристотель, Сократ, Платон) высказали предположение , что человек является социальным существом, которое оказывается включенным в социум и взаимодействие с другими людьми. Сократ разработал идеологический подход к изучению личности , но самое главное к возможности управления поведением личности. По мнению Сократа, в процессе общения , диалога существует возможность путем задания вопросов , замечаний изменять мнение собеседника. Таким образом, Сократ ставил перед собой цель – путем парадоксальных утверждений изменения мнений любого человека.

Другой философ Платон разработал целостную философию, в основе которой существовало утверждение о взаимосвязи между простым человеком и государством. По его мнению, простые граждане должны были соблюдать законы и , благодаря этому, поддерживать порядок в обществе. Он считал, что источником преступлений в обществе является неправильное воспитание в семье, а значит общество должно уделять внимание семье, и отношением поддерживать устойчивость семьи. Платон одним из первых стал утверждать существование общества и взаимодействие человека и государства.

Аристотель утверждал, что существуют основные предпосылки для духовной жизни и поэтому человек должен развиваться не только физически, но и духовно. Именно он ввел понятие «психология» , которое в переводе с русского звучит как «наука о душе». Аристотель считал, что необходимо обучать человека основным навыкам поведения в обществе, для этой цели были специально созданы образовательные учреждения , в которых дети высокопоставленных граждан обучались основным навыкам управление окружающими их людьми. При этом, каждый из учащихся должен был пройти жестокий экзамен, сущность которого состояла в том, что ребенок в тот или иной момент времени подвергался насмешкам и издевательствам как сверстников так и преподавателей.

Основная задача – определить стратегии « совпадения» или «преодоления» экспериментальной ситуации. Таким образом, Аристотель одним из первых разработал систему социальной адаптации человека.

Эпоха античности во многом определила специфику развития общества , особенности развития человека и его взаимодействия с обществом. Последующая эпоха Средневековья характеризуется доминированием религии, христианство, которое устанавливает приоритеты поведения человека. Основным критерием существования человека является служение Богу, церкви и поэтому возникает необходимость развития социально-психологических взглядов, в то время как отмечается упадок культуры , науки и просвещения. Социально-психологические взгляды определяются возможностью управления большими группами людей, их подчинение церкви. Считается, что основной механизм управления человеком в эпоху средневековья является чувство вины или греховность человека. Церковь с момента своего доминирования устанавливает приоритет греха, когда каждый человек с момента рождения и в течение всей жизни становится грешен. Поэтому, для его управления вводится индульгенции, а также массовые казни. Благодаря этому большинство людей оказываются управляемыми. Таким образом, в эпоху средневековья наиболее актуальным соц.психологическим механизмом, определяющим сущность человека и общества становится механизм обвинения ( переживания чувства вины).

Эпоха возрождения охарактеризовалась изменением отношения к месту человека в обществе, отношением к нему, которое позволило индивиду занимать центральное место в социуме и в взаимодействиях с другими людьми. На первое место эпоха Возрождения ставит человека, при этом человек становится многомерным. В эпоху средневековья изображение человека на иконах было двумерным, определялась тело и душа, а поэтому нельзя было рассматривать особенности человека, точнее его внутренний мир. В эту эпоху изображение человека становится объемным(человек приобретает новый статус, духовность или нравственность). Данное понятие во многом отражает равенство человека с Богом. Отечественный исследователь М.М.Бахтии указывает, что эта эпоха возрождения характеризуется доминированием карнавальной или сменовой культуры. Именно в это время человек получает возможность рассматривать мир с разных сторон т.е. появляется понятие «работа-отдых», «серьезность-праздник». Данные понятия создают для людей новое понимание мира. Это понимание непосредственно связанно с процессом взаимодействия с другими людьми, а также с включением человека в социум. Если раньше человек жил по строгим правилам (по религиозным принципам), то теперь человек понимает многосторонность отношений и многомерность мира, в результате, действует принцип «ничто не вечно под луной» т.е. все в этом мире оказывается изменчивым и могут принимать различные формы(«в процессе карнавала или праздника происходит резкая смена оппозиций – белое на черное»). Таким образом в эту эпоху были сформированы новые принципы поведения людей.

Следующая эпоха просвещения основалась в изменении отношений в обществе, когда человек стал более свободным, так появилась возможность трудиться в городе. Появление буржуазии и рабочего класса во многом предопределила изменение отношения к человеку и его положения в обществе. Возникла необходимость управления людьми, когда сформировался новый принцип товарно-денежных отношений т.е. появилась необходимость материального стимулирования людей и поэтому человек в социуме, с одной стороны был свободным ( обладая свободой воли), а с другой стороны человек представлял собой особый вид товара, который за определенную стоимость покупался, поэтому социально-психологические приоритеты были направлены на изучение основных элементов человека и способов его управления. Человек представлял собой объект для исследования, который необходимо разделить на составные части, но самым главным являлось стремление познать внутреннюю сущность человека. Определено место нахождения души, именно поэтому в эпоху Просвещения доминирующими оказываются естественно-научные направления(физика, химия, математика, анатомия, медицина).

Следующим показателем становится изучение больших групп людей. Немецкий исследователь Лацарус Штейнталь разработал новое направление «психология народов». Они предложили изучать особенности и специфику различных народов, по их мнению, народ представляет собой такую группу людей, которая является суммой отдельных индивидов, наделенных собственной душой.

7. Первые социально-психологических теории: психология народов.

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238). Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.

Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

8. Первые социально-психологических теории: психология масс. Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX – начало XX в. – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.

9.ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ

Он французский социолог, изучал проблемы , возникающие в обществе, которые были связаны с асоциальным поведением людей (ростом и уменьшением количества самоубийств во Франции). Он выявил закономерность такого соц явления как самоубийство и различные открытия и творческая деятельность людей, данная закономерность соответствовала известному математическому закону нормального распределения, автором которого являлся математик Гаусс. Он считал, что любые большие выборки в обязательном порядке соответствуют следующим характеристикам:

Общее качество выборки, определяется присущими основными качествами и предполагает 60% кроме этого выделяются отклонения от стандарта, которые включают в себя до 20% позитивного и негативного. Нормальное распределение приобретает колоколообразный вид. Опираясь на теорию Гаусса, Дюргейм высказал предположение : «любое общество будет эффективным только в том случае, если оно будет поддерживать определенный уровень (20%) безнравственности , преступности и болезненности , т.к. именно данные социальные явления общество может регулировать , т.е. целенаправленно их изменять, в то время как проблемы творчества , гениальности – обществом не регулируются. В случае исчезновения преступности в обществе , автоматически исчезают гении и творческие люди, а значит общество деградирует.»

Эмиль Дюргейм разрабатывая свою теорию во многом предопределил процессы происходящие в обществе , а так же он раскрыл основные характеристики управления этими процессами. Поэтому его теория, так же как и работы Габриэля Тарда , лежат в основе социальной психологии, т.е. соц психологи, изучая массовые явления, опирались на теорию «подражания Тарда» и теорию «аномии» Дюргейма.

В современных условия, эффективность большинства организаций , которые имеют большой персонал , во многом зависят от теории Дюргейма ( организация будет развиваться , если в ней будет обязательно создаваться оппозиция, которая критически относится к руководству организации и к ее деятельности. В результате, в организации автоматически формируется группа творческих и креативных людей, таким образом определяются социологические законы существования больших социальных групп).

10. Теория подражания. Г. Тард.

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С. 288]. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния. Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение "учитель - ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу. Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

11. Становление социальной психологии как самостоятельной науки.

Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:

1) с развитием языкознания;

2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;

3) становлением массового производства и развитием городов.

На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.

Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.

Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии. Психиатрическая практика использует гипноз как специфическую форму внушения, рассматриваются вопросы регуляции поведения человека другим индивидуумом. Как отмечает М. Г. Ярошевский (1976 г.), прообраз социальной психологии зарождается на боковых путях психологии, а не на магистральной линии развития.

Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.

Наши рекомендации