Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-10 от 29 декабря 2011 г.

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 1 курса очной и 3 курса очно-заочной форм обучения направления психологии факультета философии и психологии ВГУ.

Для направления: 030300 − Психология.

Б3.Б.5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «История психологии» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла.

В курсе современной психологии важное место занимает ее история. Интерес психологов к истории собственной науки оформился в отдельную сферу исследования под действием ряда факторов. Так, в психологии, в отличие от других наук, очевидна преемственность предметов и методов исследования, психология имеет ощутимую и живую связь с собственным прошлым. В отличие от большинства наук, современная психология содержит большое количество подходов и направлений, на первый взгляд, мало связанных, а подчас и противоречащих друг другу. Единственное, что связывает и вплетает в единый последовательный контекст эти разные сферы и подходы – история их развития. Таким образом, знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Отсюда возникает необходимость истории психологии как специальной области исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.

Данный курс представляет собой систематическое изложение истории развития психологии от древнейших времен до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. В качестве главной цели курса выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области исторического развития психологической науки. Основными задачами курса являются: 1) ознакомление студентов с основными направлениями психологической мысли в истории их становления; 2) формирование у студентов системы знаний о развитии методологии и теории психологии; 3) выработка у студентов системного взгляда на изучаемые явления, развитие их мировоззрения.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, таким ее разделам, как введение в психологию, психология личности и деятельности), психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии. У студентов должны быть сформированы следующие компетенции: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способность к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «История психологии» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету и экзамену.

В результате освоения данной дисциплины у студентов формируюся следующие компетенции: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы; применение знаний по истории психологии к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе психолога в прикладных областях.

Текущая аттестация осуществляется в форме понятийного диктанта.

Учебная дисциплина «История психологии» опирается на такие дисциплины, как «Общая психология», «Социальная психология», и является предшествующей для следующих дисциплин: «Введение в клиническую психологию», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Юридическая психология», «Основы психотерапии», «Методологические основы психологии», «Социальная психология личности», «Гештальттерапия», «Этнопсихология».

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 5 ЗЕТ/180 часов.

Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего По семестрам
4 сем. 5 сем.  
Аудиторные занятия  
в том числе: лекции  
практические  
лабораторные      
Самостоятельная работа  
Итого:  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
История психологии как наука -
  Раздел 1. Развитие психологических представлений в рамках учения о душе
Развитие психологических знаний в античной философии -
Развитие психологических идей в Средние века -
  Раздел 2. Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании
Психофизическая проблема и ее решение в философии XVII в. -
Развитие ассоциативной философии
Становление эмпирического подхода в идеях французских просветителей XVIII в. -
  Раздел 3. Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку
Влияние физиологии XIX в. на становление психологии как науки -
Зарождение экспериментальной психологии -
  Раздел 4. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса
Организационная и научная деятельность В. Вундта. -
Немецкая психология конца XIX – нач. XX в. -
Структурная психология -
Функциональная психология
Возникновение прикладных отраслей психологии -
  Раздел 5. Основные школы и направления начала XX в.
Период открытого кризиса -
Возникновение гештальт-психологии
Возникновение бихевиоризма
Возникновение психоанализа
Французская социологическая школа -
Описательная психология -
  Раздел 6. Современная зарубежная психология
Необихевиоризм -
Теории социального научения -
Неофрейдизм. Развитие психоанализа во второй половине XX в.
Гуманистическая психология
Когнитивная психология -
  Раздел 7. Становление и тенденции развития современной отечественной психологии
Развитие психологии в России в дореволюционный период
Российская психология в советский период
Российская психология постсоветского периода -
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА

Особенности истории психологии как науки. Необходимость изучения и причины интереса психологов к истории собственной науки. Предпарадигмальная и парадигмальная стадии развития науки. Психология как наука, стоящая на предпарадигмальной стадии. Значение изучения истории психологической науки для понимания ее предмета. Место истории науки в курсе современной психологии.

Предмет истории психологии. Этапы развития психологической мысли. Методы истории психологии. Исторический источник. Проблема искажения исторических данных. Динамический характер понимания истории. Основные подходы к анализу истории науки. Персоналистическая и натуралистическая концепции научной истории. Влияние «духа времени» на развитие науки. Закономерности и факторы историко-психологического процесса. Принципы историко-психологического анализа. Задачи истории психологии как науки.

Раздел 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ

Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Особенности античного мировоззрения. Возникновение философии. Учение о душе как первая форма развития психологических знаний. Анимизм и гилозоизм.

Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности. Психологические представления в досократовской философии. Гераклит. Демокрит. Гиппократ. Анаксагор. Атомистический материализм. Представления о душе. Учение о познании. Проблема воли и характера в учениях досократовского периода.

Психологические идеи в античной философии классического периода. Софисты. Психологические идеи в философии Сократа. Философия Платона. Учение об идеях. Процесс познания. Роль чувств. Психологические идеи в учении Аристотеля. Понятие души. Процессы познания. Чувства. Проблема воли. Характер.

Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды. Психологические идеи в философии эпикурейцев. Проблема чувств. Психологические представления в философии стоиков. Учение о стадиях эволюции мира. Природа познания. Учение об аффектах. Психологические идеи в философии скептиков. Значение античной философии для развития научной психологии.

Тема 3.РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Особенности эпохи средневековья. Роль религии в Средние века. Этико-теологический мистический характер психологии в Средние века. Психологические идеи средневековой Европы. Апологетика. Схоластика. Августин. Ф. Аквинский. Номинализм. В. Оккам. Психология Ф. Бэкона.

Арабоязычная наука. Авиценна. Аверроэс. Альгазен. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.

Тема 20. НЕОБИХЕВИОРИЗМ

Особенности второго этапа развития поведенческой психологии – необихевиоризма. Необихевиоризм Э. Толмена. «Целенаправленный бихевиоризм». Наличие цели. Поведение как молярный феномен. Причины поведения. Промежуточные переменные. Когнитивная теория научения. Ожидания организма. Познание. Гештальт-знаки. Когнитивная карта. Латентное научение. Влияние работ Э. Толмена на развитие психологии.

Необихевиоризм Э. Гатри. Движения и действия. Природа научения. Одноразовое формирование условного рефлекса. «Научение с одной попытки».

Необихевиоризм К. Халла. «Математически обоснованная психология». Методы психологии. Диагностика способностей. Методы корреляционного анализа. «Механистический бихевиоризм». Роль условных рефлексов в поведении. Природа побуждений. Первичные и вторичные побуждения. Закон о первичном подкреплении. Роль подкрепления. «Сила привычки». Теория снижения потребностей.

Необихевиоризм Б. Скиннера. Оперантное поведение. Активность поведения. «Скиннеровский ящик». Закон приобретения. Роль подкрепления. Виды подкрепления. Режим и схема подкрепления. Модификация поведения. Вербальное поведение. Утопическая теория Б. Скиннера. Программа создания идеального общества. Радикальный характер бихевиоризма Б. Скиннера.

Тема 21. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Особенности третьего этапа развития поведенческой психологии – нео-необихевиоризма. Ролевая теория Д. Мида. Место сюжетной игры и игры с правилами в развитии самосознания. Развитие ролевого поведения. Ожидания и прошлый опыт. «Обобщенный другой». Исследования асоциального и просоциального поведения Д. Доллардом. Теория фрустраций. Проблема мотивации, влечений и подкрепления в работах Н. Миллера. Теория зависимого поведения Р. Сирса. Стадии развития личности. Формы проявления зависимости.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Предмет и методы психологии. Влияние социума. Роль когнитивных процессов в поведении. Влияние ожидания, предвосхищения. Роль и виды научения. Научение в действии. Научение через подражание. Характеристики "модели". Косвенное подкрепление. Природа человека. Врожденное поведение и научение. Основные когнитивные способности человека. Сознательная регуляция поведения. Человеческая агентность. Самоэффективность. Модификация поведения.

Теория социального научения Д. Роттера. Роль когнитивных процессов в поведении. Влияние социального опыта. Субъективные переживания и ожидания. Локус контроля. Интер- и экстернальность. Факторы, влияющие на формирование локуса контроля.

Тенденции развития поведенческого подхода на современном этапе.

Тема 22.НЕОФРЕЙДИЗМ. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Неофрейдизм и психология личности. Теория личности К. Хорни. Разногласия с З. Фрейдом. Базальная тревожность. Невротические потребности. Женская психология.

Теория Э. Фромма. Проблема свободы и конформизма. Бегство от свободы. Типы личности. Некрофилия.

Теория В. Райха. Роль подавленной сексуальности в возникновении неврозов. Концепция панциря характера. Фрейдомарксизм. Психологическое исследование фашизма.

Концепция О. Ранка. Травма рождения. Проблема свободы. Исследование художественного творчества.

Детский психоанализ А. Фрейд. Эго-психология. Изучение агрессии. Теория защитных механизмов. Техника работы с детьми.

Теория объектных отношений М. Кляйн. Инстинкт- и объект-теории: общее и особенное. Агрессивные импульсы ребенка. Роль суперэго. Этапы развития личности. Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции ребенка. Влечение к смерти. Переносы и контрпереносы.

Теория привязанности Д. Боулби. Роль семьи в жизни ребенка. Разлука с матерью. Сепарационная тревога. Этологическая интерпретация психоанализа. Привязанность.

Структурный психоанализ Ж. Лакана. «Воображаемое – символическое – реальное». Бессознательное и язык. Развитие ребенка. Стадия «зеркала».

Теория Э. Эриксона. Эго-психология. Стадии психосоциального развития. Эго-идентичность. Кризис идентичности.

Современное состояние и тенденции развития психоанализа.

Тема 23.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Экзистенциализм как философская основа гуманистической психологии. Ж. Сартр. Э. Кьеркегор. Природа человека. Проблема свободы и ответственности. Ранние психологические концепции как предпосылка возникновения гуманизма. Психология Ф. Брентано, О. Кюльпе, В. Джемса. Гештальт-психология и гуманистическая психология. Корни гуманизма в психоанализе. Психология А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона. Изменение «духа времени» в 60-х гг. XX в. Природа гуманистической психологии. Психология «третьей силы».

Психология А. Маслоу. Классификация потребностей. Самоактуализация. Характеристики самоактуализирующейся личности.

Психология К. Роджерса. Самоактуализация. Проблемы формирования личности. Позитивное внимание. Характеристики самоактуализирующейся личности. Неконгруэнтность. Клиентоцентрированная терапия.

В. Франкл. «Третья венская школа». Природа человека. Трагический оптимизм. Свобода воли. Учение о смысле и о стремлении к смыслу. Сознание и подсознание. Духовное бессознательное. Религиозное подсознательное. Смысл жизни и смерти. Самотрансценденция. Источники смысла. Сверхсмысл. Экзистенциальный вакуум. Ноогенные неврозы. Массовая невротическая триада. Логотерапия. Дерефлексия и парадоксальная интенция как терапевтические приемы.

Экзистенциальная психология. И. Ялом. Р. Мэй. Бытие и не-бытие. Формы бытия. Нормальная и невротическая тревога. Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина. Трансценденция. Предельные экзистенциальные беспокойства. Смерть, свобода, изоляция, бессмысленность как источники экзистенциального беспокойства. Экзистенциальная модель механизмов защиты.

Особенности и значение гуманистической психологии. Современное состояние и тенденции ее развития.

Тема 24. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. История развития интереса к проблеме сознания. Источники когнитивного движения в ранних психологических концепциях. Психология В. Вундта. Бихевиоризм Э. Гатри, Э. Толмена. Гештальт-психология. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Метафора компьютера. Изменение «духа времени» в физике.

Становление когнитивной психологии. Д. Миллер, Д. Брунер. Центр когнитивных исследований. У. Найссер. Природа познания. Роль интроспекции. Бессознательная познавательная деятельность. Познавательные процессы у животных. Когнитивная революция в психологии. Особенности и значение когнитивной психологии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – 510 с.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – 538 с.

3. Шульц Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Евразия, 2002. – 532 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М. : Наука, 1989. – 243 с.

2. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М. : Гардарики, 2003. – 447 с.

3. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке / Е. А. Будилова. – М. : Наука, 1983. – 232 с.

4. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джемс. – Минск : Харвест, 2003. – 528 с.

5. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии : учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Б. В. Зейгарник. – М. : Изд-во Моск. ун-та. – 128 с.

6. История зарубежной психологии (30-60-е годы ХХ века). Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. И. Ждан. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 344 с.

7. История психологии : Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в.). Тексты. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 362 с.

8. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1990. – 212 с.

9. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс. – М. : Академический проект, 2001. – 510 с.

10. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. – М. : Русское феноменологическое общество, 1997. – 183 с.

11. Лихи Т. История современной психологии / Т. Лихи. – СПб. : Питер, 2003. – 448 с.

12. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М. : ЧеРо, 1991. – 190 с.

13. Петровский А. В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов н/Д, 1996. – Т. 1. – 415 с.

14. Петровский А. В. История психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1994. – 448 с.

15. Платон. Федон / Платон // Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1993. – Т.2. – С. 7–80.

16. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. – М. : Мысль, 1997. – 576 с.

17. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М. : Мир, 2000. – 766 с.

18. Роджерс К. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М. ЭКСМО-пресс, 2001. – 414 с.

19. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А. А. Смирнов. – М. : Мир, 1975. – 352 с.

20. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию») / Е. Е. Соколова. – М. : Смысл, 1995. – 653 с.

21. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. : Губский Е. Ф. [и др.] – М. : ИНФРА-М, 2001. – 574 с.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

23. Фрейд А. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб. : Питер, 2003. – 476 с.

24. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М. ; Харьков : ЭКСМО-ПРЕСС: Фолио, 2001. – 859 с.

25. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 285 с.

26. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – Минск : Попурри, 2000. – 573 с.

27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : АСТ-ЛТД, 1998. – 670 с.

28. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2004. – 571 с.

29. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. – СПб. : Вост.-Европ. ин-т Психоанализа, 1993. – 221 с.

30. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М. : Прогресс, 2000. – 480 с.

31. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1997. – 608 с.

32. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Летний сад, 2000. – 415 с.

33. Юнг К. Г. Аналитическая психология : Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг. – М. : Мартис, 1997. – 309 с.

34. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – СПб. : Азбука, 2001. – 732 с.

35. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции / К. Г. Юнг. – Киев : СИНТО, 1995. – 228 с.

36. Якунин В. А. История психологии : учеб пособие / В. А. Якунин. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 378 с.

37. Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины XX века : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 409 с.

38. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии : теоретические проблемы развития психологической науки / М. Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1971. – 368 с.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Развитие психологических представлений

В античной философии (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности античного мировоззрения. Анимизм и гилозоизм.

2. Психологические представления в досократовской философии (Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор).

3. Психологические идеи в античной философии классического периода (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды (эпикурейцы, стоики, скептики).

Основная литература

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – С. 29–76.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 24–81.

Дополнительная литература

1. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М. : ЧеРо, 1991. – 190 с.

2. Петровский А. В. История психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1994. – С. 37–50.

3. Платон. Федон / Платон // Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1993. – Т.2. – С. 7–80.

4. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М. : Мир, 2000. – С. 19–210.

5. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию») / Е. Е. Соколова. – М. : Смысл, 1995. – С. 33–83.

6. Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины XX века : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – С. 37–85.

Психологии (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Переворот в естествознании. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

2. Влияние зоопсихологии на развитие функционализма.

3. Исследования Ф. Гальтона.

4. Психология В. Джемса.

Основная литература

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности : учебник для студентов психологических факультетов университетов / А.Н. Ждан. – М. : Пед. о-во России, 2003. – С. 251–253.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студ. вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2002. – С. 206–209.

3. Шульц Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Евразия, 2002. – С. 172–182.

Дополнительная литература

1. Лихи Т. История современной психологии / Т. Лихи. – СПб. : Питер, 2003. – С. 189–194, 203–210.

2. Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины XX века : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – С. 197–199, 322–332.

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.

2. Принципы историко-психологического анализа. Закономерности и факторы историко-психологического процесса.

3. Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности.

4. Психологические представления в досократовской философии.

5. Психологические идеи в античной философии классического периода.

6. Психологические идеи в античной философии эллинистического и римского периодов.

7. Развитие психологических идей в Средние века: арабоязычная наука.

8. Психологические идеи средневековой Европы.

9. «Дух механицизма» XVII в. Дуализм Р. Декарта.

10. Монистическое учение Б. Спинозы.

11. Философия Г. В. Лейбница.

12. Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

13. Эмпиризм Д. Локка. Ассоцианизм Т. Гоббса.

14. Ассоцианизм Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли.

15. Ассоцианизм Джемса Милля и Дж.Ст. Милля.

16. Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

17. Психологические идеи А. Бена. Философия Г. Спенсера.

18. Общая характеристика психологических идей французских просветителей XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри и др.)

19. Влияние физиологии XIX в. на развитие психологии. И. Мюллер.

20. Исследования функций мозга: М. Холл, П. Флоранс. Исследования нервной системы в XVIII – XIX в.

21. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера.

22. Оформление психологии в самостоятельную науку. В. Вундт.

23. Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Культурно-историческая психология В. Вундта.

24. Экспериментальные исследования Г. Эббингауза. Исследования памяти Г. Мюллером.

25. Психология актов сознания Ф. Брентано.

26. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа: О. Кюльпе.

27. Основные положения структурализма. Э. Титченер.

28. Влияние теории Ч. Дарвина на развитие психологии.

29. Исследования Ф. Гальтона.

30. Влияние зоопсихологии на развитие функционализма.

31. Психология В. Джемса.

32. Чикагская школа функционализма: Д. Дьюи, Д. Энджелл.

33. Чикагская школа функционализма: Г. Кэрр. Функционализм Р. Вудвортса.

34. Возникновение детской психологии.

35. Возникновение и развитие тестологии.

36. Возникновение клинической психологии.

37. Возникновение и развитие организационной психологии.

38. Вклад Х. Мюнстерберга в развитие прикладной психологии.

39. Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма.

40. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма.

41. Влияние работ И. П. Павлова на развитие психологии. Вклад В. М. Бехтерева в развитие психологии.

42. Общая характеристика и этапы развития бихевиоризма.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX в.

44. Необихевиоризм Э. Толмена.

45. Необихевиоризм Э. Гатри. Необихевиоризм К. Халла.

46. Необихевиоризм Б. Скиннера.

47. Социальная теория Д. Мида.

48. Исследования социального поведения Н. Миллера и Д. Долларда.

49. Теория зависимости Р. Сирса.

50. Социальная теория А. Бандуры.

51. Теория социального научения Д. Роттера.

Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации
Дайте определения следующим понятиям: Ассоциация; апперцепция; психофизика; интроспекция; структурализм; функционализм.
Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачету)
  1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.
  1. Теория социального научения Д. Роттера.
  Оценка Критерии оценок зачета
  Зачтено 1) положительные оценки по коллоквиумам (беседа с преподавателем, письменные ответы на вопросы, тест по разделам учебной дисциплины и проч.), проводимым в течение изучения дисциплины, – не менее 70 % выполнения заданий; 2) выполнение всех заданий семинарских занятий, предусмотренных программой дисциплины; 3) выполнение всех практических работ, предусмотренных программой дисциплины; 4) выполнение всех лабораторных работ, предусмотренных программой дисциплины; 5) выполнение всех промежуточных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ на положительные оценки; 6) наличие конспектов самостоятельно изученных тем дисциплины.
  Не зачтено Выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из требований, предъявляемых к оценке «зачтено».

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНУ)

1. Особенности, предмет и задачи истории психологии как науки. Источники и методы истории психологии.

2. Принципы историко-психологического анализа. Закономерности и факторы историко-психологического процесса.

3. Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности.

4. Психологические представления в досократовской философии.

5. Психологические идеи в античной философии классического периода.

6. Психологические идеи в античной философии эллинистического и римского периодов.

7. Развитие психологических идей в Средние века: арабоязычная наука.

8. Психологические идеи средневековой Европы.

9. «Дух механицизма» XVII в. Дуализм Р. Декарта.

10. Монистическое учение Б. Спинозы.

11. Философия Г.В. Лейбница.

12. Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

13. Эмпиризм Д. Локка. Ассоцианизм Т. Гоббса.

14. Ассоцианизм Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли.

15. Ассоцианизм Джемса Милля и Дж.Ст. Милля.

16. Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

17. Психологические идеи А. Бена. Философия Г. Спенсера.

18. Общая характеристика психологических идей французских просветителей XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри и др.)

19. Влияние физиологии XIX в. на развитие психологии. И. Мюллер.

20. Исследования функций мозга: М. Холл, П. Флоранс. Исследования нервной системы в XVIII – XIX в.

21. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера.

22. Оформление психологии в самостоятельную науку. В. Вундт.

23. Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Культурно-историческая психология В. Вундта.

24. Экспериментальные исследования Г. Эббингауза. Исследования памяти Г. Мюллером.

25. Психология актов сознания Ф. Брентано.

26. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа: О. Кюльпе.

27. Основные положения структурализма. Э. Титченер.

28. Влияние теории Ч. Дарвина на развитие психологии.

29. Исследования Ф. Гальтона.

30. Влияние зоопсихологии на развитие функционализма.

31. Психология В. Джемса.

32. Чикагская школа функционализма: Д. Дьюи, Д. Энджелл.

33. Чикагская школа функционализма: Г. Кэрр. Функционализм Р. Вудвортса.

34. Возникновение детской психологии.

35. Возникновение и развитие тестологии.

36. Возникновение клинической психологии.

37. Возникновение и развитие организационной психологии.

38. Вклад Х. Мюнстерберга в развитие прикладной психологии.

39. Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма.

40. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма.

41. Влияние работ И. П. Павлова на развитие психологии. Вклад В. М. Бехтерева в развитие психологии.

42. Общая характеристика и этапы развития бихевиоризма.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX в.

44. Необихевиоризм Э. Толмена.

45. Необихевиоризм Э. Гатри. Необихевиоризм К. Халла.

46. Необихевиоризм Б. Скиннера.

47. Социальная теория Д. Мида.

48. Исследования социального поведения Н. Миллера и Д. Долларда.

49. Теория зависимости Р. Сирса.

50. Социальная теория А. Бандуры.

51. Теория социального научения Д. Роттера.

52. Предпосылки возникновения гештальтпсихологии.

53. Берлинская школа гештальтпсихологии. Гештальт-принципы организации восприятия.

54. Гештальт-исследования научения. Творческое мышление.

55. Лейпцигская школа гештальтпсихологии.

56. Теория К. Левина.

57. Философские предпосылки возникновения психоанализа.

58. История исследований в области психопатологии. История развития гипноза.

59. Вклад психоанализа З. Фрейда в развитие психологии.

60. Вклад психологии К. Юнга в развитие психологии.

61. Вклад психологии А. Адлера в развитие психологии.

62. Теория личности К. Хорни.

63. Теория Э. Фромма.

64. Детский психоанализ А. Фрейд. Теория объектных отношений М. Клейн.

65. Теория привязанности Д. Боулби.

66. Структурный психоанализ Ж. Лакана.

67. Теория Э. Эриксона.

68. Предпосылки возникновения гуманистической психологии.

69. Особенности и значение гуманистической психологии. Вклад теорий А. Маслоу, К. Роджерса в развитие психологии.

70. Логотерапия В. Франкла.

71. Экзистенциальная психология И. Ялома, Р. Мэя.

72. Источники, становление и особенности когнитивного движения в психологии. У. Найссер.

73. Центр когнитивных исследований Д. Миллера, Д. Брунера.

74. Теория личностных конструктов Г. Келли.

75. Особенности развития отечественной психологии.

76. Развитие психологии в России во второй половине XIX в..

77. Развитие психологии в России на рубеже XIX-XX вв.

78. Развитие психологии в России в 20-40 гг. XX в.

79. Развитие психологии в Росс

Наши рекомендации