Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании в доэкспериментальный период.

Тема 1. Выделение сознания в качестве критерия психики.Проблема метода в рационалистической философии Р.Декарта и выделение сознания в качестве атрибута духовной субстанции. Концепция человека в системе Р.Декарта. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения. Историческое значение учения Р.Декарта для последующего развития психологии. Решение психофозической проблемы Б.Спинозой.

Тема 2. Оформление эмпирической психологии сознания.Учение Т.Гоббса о сознании. Дж.Локк как основатель эмпирической психологии сознания. Психологические идеи Г.Лейбница.

Тема 3. Становление эмпирического направления во французской психологии 18 века.Развитие учения Дж.Локка о сознании в трудах Э.Кондильяка, Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Д.Дидро. Естественнонаучный подход к сознанию.

Тема 4. Психологическая мысль в России в 18 веке.Значение трудов М.В.Ломоносова для становления отечественной психологической мысли. Психологические идеи Я.П.Козельского, А.Н.Радищева.

Тема 5. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18- первой половины 20 века.Критика И.Кантом психологических взглядов Х.Вольфа. Идеи И.Канта о невозможности психологии как науки. Априоризм в учении и познании и его влияние на психологию. Психологические идеи И.Фихте о деятельности и деятельном субъекте. Идеи Ф.Шеддинга о развитии природы и сознания. Антропология и психология Г.Гегеля. Материалистический подход к пониманию психики в философии Л.Фейербаха.

Тема 6. Становление ассоциативной психологии.Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж.Беркли и Д.Юма. Первая система ассоциативной психологии Д.Гартли. Классический Т.Брауна и Дж.Милля. Ментальная химия Дж.Ст.Милля. Кризис ассоцианизма в психологической концепции А.Бэна. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсера.

Тема 7. Развитие психологических знаний в России 19 века.Дискуссии о специфики собственно психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Д.Юркевич, М.А.Антонович. Формирование эмпирического направления. Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Учение о языке и мышлении А.А.Потебни.

Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

Тема 1. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке.Теория специфических энергий органов чувств И.Мюллера. Учение о рефлексе. Исследования в области зрения, слуха и осязания. Успехи в исследовании мозга и психофизиологическая проблема. Успехи медицины и психиатрической практики, углубленное понимание законов работы мозга человека. Появление теории эволюции Ч.Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

Тема 2. Возникновение психофизики и психометрии.Психофизика Г.Фехнера, Г.Гельмгольца, Э.Вебера. Психометрия Ф.Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса.

Тема 1. Первые программы психологии как самостоятельной науки.В.Вундт и становление экспериментальной психологии. Вюрцбургская школа психологии - О.Кюльпе, К.Марбе, Г.Уотт, Н.Ах, К.Бюллер, О.Зельц. Исследования Г.Эббингауза, Г.Мюллера, Ф.Брентано. Организация экспериментально-психологических лабораторий в различных странах мира - Россия, США, Англия, Франция. Структурализм Э.Титченера. Психология У.Джемса. Американский функцмонализм. Чикагская школа (Д.Дьюи, Д.Энджелл,Г.Кэрр), Колумбийский университет (Р.Вудвортс). Основные направления развития психологии в России: естественнонаучное, эмпирическое, философское.

Тема 2. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей.Экспериментальные исследования в области восприяти, памяти, мышления, навыков. Возникновение дифференциальной психологии. Исследования Ф.Гальтона в области способностей и измерения интеллекта. Развитие прикладной психологии - Г.Холл, Дж.Кеттел, А.Бине, Л.Уитмер, Х.Мюнстенберг. Возникновение педологии, психотехники. Приложение психологии к медицине. Экспериментальные исследования в зоопсихологии. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.

Наши рекомендации