История формирования социально-психологических идей. Самоочевидным является то, что социально-психологическое мышление зародилось значительно раньше, чем наука об этом мышлении

Самоочевидным является то, что социально-психологическое мышление зародилось значительно раньше, чем наука об этом мышлении. Начиная с древних времен, у людей возникла необходимость осмысления характера совместной деятельности, отношений в группе, форм общения и т.д. В самых ранних формах общественного сознания, например, в религии использовались методы влияния группы на отдельную личность и отдельной личности на группу. От поколения к поколению передавались обряды, табу, которые были нравственными регуляторами поведения и общения. Методы социально-психологического мышления широко использовали древние ораторы.

История социальной психологии базируется на содержании многих источников, поэтому в ее понимании существует определенная трудность. Однако, как и многие науки, она «отпочковывалась» от философии, через «промежуточное отпочкование» психологии и социологии. Так, в философии древнегреческого философа Платона присутствовали идеи иррационального поведения масс, у Аристотеля – идеи об общественных инстинктах, интегрирующих социум; социально-психологическое объяснение процессов общественно-политической жизни находим в работах Аристотеля, Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Руссо; Гельвецийобращает внимание на социальную детерминацию развития личности; Л. Фейербах акцентирует внимание на философско-антропологическом объяснении роли и сущности социально-психологического общения как способа проявления сущности человека; В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев исследовали социальное настроение, общественное мнение, нравы, обычаи и т.д.

По мнению американского психолога С. Сэрджента, социальную психологию подготовили:

· школа социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Ж..Ж. Руссо);

· школа социальной антропологии (Лазарус, Г. Штейнталь, В. Вундт);

· школа английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.);

· школа ранней социологии (О. Конт, Э. Дюркгейм).

В развитии социальной психологии оказали свое влияние и другие науки:

· антропология (Э. Тейлор);

· археология (Л.Г. Морган);

· этнография (Л. Леви-Брюль);

· общая психология (В. Болдуин, В. Мак-Дауган, Т. Рибо);

· психиатрия (И.И. Мечников);

· биология (Ф. Гольцендорф, Л.И. Петражицкий).

О собственно социально-психологических знаниях можно говорить со средины XIX в. Первые социально-психологические направления были в основном умозрительными, спекулятивными, они были оторваны от практики. Среди них выделялись три: психология народа, психология масс и теория инстинктов социального поведения.

Одна из самых первых форм социальной психологии, которая сложилась в Германии в середине 19 в., была психология народов. Психология народов предполагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. В этой теории допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной ценности», которой являлся народ (нация). Германия того времени решала проблему объединения раздробленных феодальных земель. Теоретическим базисом этого процесса являлись работы Г. Гегеля, где развивалась идея о «народном духе», а также идеалистическая психология И.Ф. Гербарта, соединяющая в себе лейбницевскую монадологию и английский ассоцианизм.

Создателями психологии народов считаются философ М. Лацарус и языковед Х. Штейнталь. В журнале «Психология народов и языкознание» (1859-1890 гг.) была опубликована программная статья М. Лацаруса и Х. Штейнталя «Вводные рассуждения о психологии народов». Основная идея – главной силой истории является народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть продукт этого целого, звено в некой психологической связи. Главное назначение психологии народов – познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

Впоследствии эти идеи развивал и систематизировал В. Вундт. Впервые его точка зрения была сформулирована в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идеи получили в первом томе десятитомника «Психология народов» (1900-1920 гг., русский перевод осуществлен в 1912 г.). С точки зрения В. Вундта, психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, а эксперимент не годится для исследования высших психических процессов – речи и мышления, следовательно, в психологии народов должен использоваться метод анализа продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Отказываясь от неопределенного понятия «дух целого», В. Вундт придал психологии народов более реалистический вид. В его понимании психология народов закреплялась как описательная дисциплина, не претендующая на открытие законов.

Концепция психологии народов у различных авторов имела свою понимание, но в основном ее идеи оставались неизменными. Психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Все индивиды одного народа имеют черту специфической природы, которая откладывает отпечаток, как на физические, так и на духовные характеристики данного народа. Появляются общие социально-психологические качества у различных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство проявляется в их самосознании. Народное сознание, согласно В. Вундта, представляет собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в надындивидуальной деятельности.

Психология масс. Это направление социальной психологии предпринимало попытку решения проблемы взаимосвязи личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Данное направление зародилось во Франции во второй половине 19 в. Ее истоки лежат в концепции подражания Г. Тарда, который считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Подражание существует в трех формах: подражание другому человеку, подражание современному (мода) или привычному (обычай) образцу и подражание самому себе (привычка). Общество живет по закону всемирного повторения. Эта идея учитывала в социальном поведении иррациональные моменты, а поэтому была более продуктивной. Непосредственными создателями психологии масс считаются итальянский юрист С. Сигеле и французский социолог Г. Лебон.

В 1895 г. появляется работа Г. Лебона «Психология народов и масс», в которой излагается суть его концепции. Типичными чертами поведения человека в массе является: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля за личными страстями). Масса по своей природе неупорядочена, хаотична, она нуждается в «вожде», которым выступает «элита».

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Особенно психология масс была востребована в конце XIX-начале XX века, «эры толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется инстинктам, иррациональным действиям. Г. Лебон выступал против революционных действий, считая их иррациональными действиями масс.

Характеризуя эту форму социальной психологии, можно отметить, что, с одной стороны, был поставлен вопрос о соотношении личности и общества, а, с другой стороны, решение его было необоснованным. Формально признавался примат индивида над обществом, которое сводилось к толпе. Поэтому серьезного дальнейшего развития теория психологии масс не получила, хотя, некоторые моменты этой концепции интересны и сегодня.

Третья форма социальной психологии – теория инстинктов социального поведения. Ее родоначальником был английский психолог

В. Макдугалл, который изложил свои взгляды в работе «Введение в социальную психологию» (1908 г.). Основная идея этой концепции заключалась в понимании того, что причиной того или иного социального поведения являются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели. Это объединяет человека и животное. В. Макдугалл называл свою психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» – стремление, желание, порыв). Гормэ выступает движущей силой интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.

Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением – наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции, которые детерминируют поведение. Человек обладает несколькими парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства – с чувством самосохранения; воспроизведения рода – с ревностью и женской робостью; приобретения - с чувством собственности; строительства – с чувством созидания; стадности – с чувством принадлежности и т.д. Из этих инстинктов М. Дугалл выводит основные социальные институты (семья, торговля и т.д.) и процессы (войны и т.д.). Наибольшее значение придавалось стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и который лежит в основе большинства социальных институтов.

Идеи М. Дугалла были очень популярны. Однако их влияние на науку было отрицательным: интерпретация социального поведения, с точки зрения инстинкта, узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Середина XIX в. характеризуется появлением нового направления философии – марксистского мировоззрения. В 1913 г. Дж. Болдуин назвал «Капитал» К. Маркса в числе тех работ, которые совершили переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания. Однако социальная психология не приняла этот революционный взгляд и даже отнеслась к нему враждебно. Со временем сложилось две традиции социально-психологической науки: одна продолжала выделять социальную психологию из общей системы науки, другая – формулировала принципы социально-психологического знания внутри марксистской теории.

В марксистской теории социальная психология выступает как общественная наука, которая приняла основополагающие идеи марксизма относительно сущности общественных явлений, природы человека и общества. Важнейшие теоретические основания социально-психологического знания можно найти в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, А. Грамши, А. Бебеля и др.

Анализ социально-психологических феноменов осуществлялся с позиции материалистического понимания истории. Это означало, что социальная жизнь обосновывалась материальными условиями существования личности и общества. Основное место в социальной психологии делался на выявлении места общественной психологии классов и других социальных групп в системе общественного сознания. Изучалась и структура массового побуждения людей, например, общественные настроения, иллюзии, заблуждения и т.д. Это было связано с исследованием движущих сил исторического процесса. Особое место уделялось характеристике массового сознания в период больших исторических сдвигов. По существу была попытка отыскать и включить «социальный контекст» в систему социально-психологические знания. Эти же принципы были положены в изучении личности, микросреды ее формирования, способов общения, механизмов социально-психологического воздействия. Таким образом, философские основания марксистской теории стали методологической базой социально-психологического знания. Отношение к этому неодинаково: кто-то принимает, кто-то отрицает. Мы считаем, что даже к самой совершенной философской системе необходимо подходить критически, то есть принимать лучшее и отрицать, отбрасывать отжившее.

Начало XX в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой этого процесса послужила программа, предложенная в Европе В. Мëде и в США Ф. Олпортом, в которой сформулированы требования превращения социальной психологии из теоретической в экспериментальную дисциплину. Бурное развитие капиталистической формы экономики, а затем и великий кризис в США требовали практического приложения социально-психологических положений.

В развитии психологии четко обозначились четырех направлений: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивной теории и интеракционизма. Особый упор был сделан на бихевио-ристский подход, что соответствовало идеи построения экспериментальной дисциплины.

Бихевиоризм (от англ. behavior, behaviour – поведение) является одним из ведущих направлений американской психологии конца XIX – начала XX в., переводится буквально – наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животного как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (устных) ответов (реакций) на воздействие внешней среды (стимулы). В радикальной форме бихевиоризма все общественные явления сводятся к взаимодействию между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм и реакциями этого организма. В качестве основных механизмов, которые определяют общественную жизнь, брались физиологические механизмы условных рефлексов. Все сводилось к жесткой схеме «Стимул – Реакция». Методологическими принципами являлись положения позитивизма, согласно которым наука должна заниматься только тем, что непосредственно наблюдается. Отсюда основной постулат бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание. Поведение есть наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стимулов. Родоначальником бихевиоризма считается Э. Торндайк. Этот ученый, наблюдая поведение животных при выполнении экспериментальных задач, пришел к выводу, что животные принимают решения методом «проб и ошибок», путем отбора произведенных наугад движений. Этот вывод впоследствии был распространен и на человека.

На этом основании была сформирована первая программа бихевиоризма Уотсоном, в которой центральным постулатом был отказ от понятия «сознание», которое, с его точки зрения, препятствовало становлению психологии как строгой науки, отвергая сознание как функцию мозга, смысл которой заключался в отражении внешнего мира, бихевиоризм тем самым выступал и против физиологии мозга, которая изучала материальный субстрат психики. Открытие И.П. Павловым закономерностей высшей нервной деятельности бихевиоризм пытался интерпретировать как системы «Раздражитель-Ответ».

В 20-е гг. XX в. бихевиоризм приобрел большую значимость в социологии. В это время выделяются два направления, связанные с именами К. Халла и Б. Скиннера. В рамках подхода К. Халла сформирована теория фрустрации (состояние гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния) – агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Характерной особенностью для этого подхода является использование аппарата математической теории игр.

Б. Скиннер разработал технику и методику изучения поведения животных и человека и внес вклад в развитие теории и методики обучения. Для позиции Б. Скиннера характерно отождествление поведения людей и животных как «оперантное», то есть, имеющее в качестве регулирующего фактора «психологическое подкрепление» (взаимовыгодное, справедливое отношение индивидов друг к другу). Идеями оперантного бихевиоризма Б. Скинерр руководствуется при создании идеальной модели общественного устройства, анализе общества и его институтов. В обществе человек зависим от социальной среды через язык, обычаи, средства массовой коммуникации, социальные институты. Воздействие среды на человека не носит систематического, скоординированного и целенаправленного характера и не всегда отвечает интересам индивида и самого общества в целом, но от него нельзя освободиться. Единственной ему альтернативой является создание форм социальной общности людей, основанных на принципах оперантного бихевиоризма.

Психоанализ не получил широкого распространения в психологии, но все же имел в ней свое место. Это направление включает в себя идеи

З. Фрейда. Главный труд З. Фрейда «Толкование сноведений» (1900 г.). Как известно, главным регулятором человеческого поведения является сознание, но за сознанием скрыт глубинный, «кипящий». За сознанием скрывается глубинный, непознанный пласт желаний, влечений, стремлений. Как лечащий врач, З.Фрейд столкнулся с тем, что неосознанные переживания и мотивы могут привести к нервным срывам, нервно-психоическим заболеваниям. Однако этим он не ограничился и выстроил свою теорию, объясняющую переживания и поведение не только невропатов, но и здоровых людей. Эта теория на Западе приобрела такую популярность, что стали считать: Психология – это и есть Фрейд». Фрейд разработал ряд гипотез, моделей, понятий, отражающих состояния психики. К ним относятся такие понятия как «психологическая защита», «фрустрация», «идентификация», «фиксация», «катарсис» и др. Изучение роли сексуальных переживаний дало толчок в открытии науки сексологии.

Согласно Фрейду, организация психической жизни выступает в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции такие как: Оно (ид), Я (эго), Сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все природные, генетически первичные инстинкты (сексуальные, агрессивные, стремящиеся к удовольствию).

Я (эго) – продукт индивидуального опыта. К функциям Я относятся самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, контроль за требованиями инстинкта.

Сверх-Я (супер-эго) – моральные стандарты, запреты, поощрения, воспринимаемые личностью больше бессознательно.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.

В процессе развития психоаналитические концепции, как у Фрейда, так и у его последователей (А. Адлер, М. Мид, Г.С. Салливан, Э. Фромм) все больше «социологизировались». Исходным положением неофрейдизма явился принцип социального у Э. Фромма и культурного у А. Кардинера детерминизма, где личность в отличие от фрейдизма рассматривается как общественный феномен. Центр психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, а также отклоняется учение о либидо и сублимации. Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде. Развивая неофрейдизм, Дж. Салливан акцентировал внимание на том, что в психике нет ничего, кроме отношений к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Индивид полностью растворяется в межличностной среде.

Когнитивизм (от лат. сognitio – знание, познание) является одним из динамичных направлений современной социальной психологии. Родоначальником этого направления считается У. Найссер, который в 1967 г. опубликовал книгу «Когнитивная психология». Основным предметом исследования является мыслительная деятельность индивида. Когнитивная психология широко использует экспериментальные методики, данные других наук. К числу основополагающих принципов когнитивной психологии принадлежат трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководствующего в своей мыслительной деятельности планами, правилами, стратегиями.

Интеракционизм единственное по своей природе социологическое направление в социальной психологии. Интеракционизм представлен различными направлениями: символический интеракционизм (М. Мид), теория ролей (Т. Сарбин), теория референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон), социальная драматургия (Э. Гофмана). В нем сделана попытка найти социальные детерминанты человеческого поведения. В качестве основного понятия используется «взаимодействие», в ходе которого происходит формирование личности. К сожалению, все кончается только констатацией роли взаимодействия. Огромный пласт социальных причин оказался не включенным в исследовательские процессы. Поэтому индивид по существу не был включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества.

Наши рекомендации