Коммуникативные качества юриста, определяющие ее убедительность: ясность,правильность, лаконичность при достаточной продолжительности
Убедительность судебной речи обеспечивается комплексом коммуникативных качеств: логичность, ясность, правильность, лаконичность при достаточной продолжительности, уместность, искренность, точность и выразительность.
Ясность речи заключается в ее доходчивости, понятности для адресата. Достигается прежде всего использованием общеупотребительных слов и выражений, а также незначительным процентом использования научных, специальных слов, иноязычных заимствований. Неизбежные в судебной речи ссылки на статьи закона, на какие-либо научные данные, юридическая терминология обязательно должны сопровождаться разъяснением оратора. Простота и ясность речи свидетельствуют об уважительном отношении оратора к слушателям, способствуют расположению слушателей к выступающему, установлению и поддержанию психологического контакта с ними.
Правильность речи заключается в ее соответствии нормам современного литературного языка. Нечистая, неправильная судебная речь, изобилующая ошибками, отвлекает внимание от содержания, затемняет смысл слов и выражений, что вызывает у слушателей негативную реакцию, недоверие к оратору, сомнение в правильности его позиции и доводов. И наоборот, правильная речь, соответствующая общепринятым языковым нормам, поддерживает внимание и интерес слушателей, облегчает понимание ее содержания, что предрасполагает с большим доверием относиться к оратору, а значит, и к его позиции и доводам.
Лаконичность при достаточной продолжительности речи выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению мысли, Продолжительность речи должна быть достаточной для того, чтобы понятно, и убедительно разъяснить слушателям позицию и доводы обвинения или защиты. Лаконичность речи обеспечивается, в частности, использованием юридической терминологии, речевых приемов разъяснения и умолчания.
Уместностьречи – проявляется, в умеренном использовании судебным оратором средств выразительности, в осторожном применении иронии, в недопущении в речи никаких проявлений злобы, насмешки над подсудимым, в корректности в употреблении относительно подсудимого эпитетов.
Искренность (или правдивость) речи – заключается в тоне вызывающем доверие слушателей, выражении подлинных мыслей, стправедливости отстаиваемых убежедений. Характеристики личности потерпевшего, и личности подсудимого, должна быть объективной с указанием как отрицательных, так и положительных свойств их характеров.
Точность речи заключается в ее соответствии действительности. Свидетельством точности является и обязательное указание в речи источника установления факта: показания свидетелей, показания подсудимого, заключение эксперта, протоколы и иные документы. Важна в судебной речи также точность в выборе слов, выражений, которая достигается употреблением юридических терминов, научной терминологии, цитированием подсудимого, потерпевшего, свидетелей,
31. Риторические навыки и умения.
Чтобы успешно выступать перед аудиторией, докладчик должен овладеть рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык-это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.
К основным навыкам докладчика относятся следующие:
• отбор литературы по данной теме лекции,
• изучение отобранной литературы,
• составление плана,
• написание текста речи,
• самообладание перед аудиторией,
• ориентация во времени.
Из приобретенных навыков складывается умение докладчика.
Докладчик должен уметь:
• самостоятельно готовить выступление,
• доходчиво и убедительно излагать материал,
• отвечать на вопросы слушателей,
• установить и поддерживать контакт с аудиторией,
• применять при необходимости технические средства, наглядные пособия и т.д.
Только в том случае, если докладчик хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.
32. Индивидуальные особенности оратора.
Индивидуальные особенности оратора: сила голоса, дикция, особенности речевого аппарата. Каждый кто решил стать оратором, должен проанализировать свои индивидуальные особенности. Оратор должен уметьосуществлять отбор литературы, изучать ее. Кроме прочтения и выбора основной оратор должен уметь выработать и свою позицию. Еще одно умение, в качестве ежедневной самоподготовки, которой оратоп должен обладать - эрудированность.для этого нужно составлять свою картотеку.так де нужно обоадать умением подготовки к выступлениям: - определить тему - название - формулировка цели,продумать ее - обработка материала по теме - делаем записи - составляем текст выступления Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности». 2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей.
33. Изобразительно-выразительные средства языка.
Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи.
1. Метафора представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т. е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего нас мира. «Владимир Иванович (Малышев) любил жить водноэтажном доме науки, потому что он не был горожанином, он всегда оставался в городе выходцем из деревни» (Д. С. Лихачев).
2 Эпитет. В узком понимании эпитет – это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Скромный и сдержанный во всем, он смотрел на большой мир литературы глазами несколькоудивленными и восхищенными, грустными и доверчивыми к раскрывающейся перед ними художественной правде» (Д. С. Лихачев).
3. Олицетворение– разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу «Что всякаяреволюция выпускает из людей наружу инстинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти – было слишком видно и современникам» (А И. Солженицын).
4 Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т. п.: «А и если мы не воспитаем сами класть твердые границы своим желаниям и требованиям, подчинять интересы критериям нравственности -нас, человечество, просто разорвет. Оскалятся худшие стороны человеческой природы» (А И. Солженицын).
5. Сравнение– уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план: «Мы, все мы, все цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жестко связанную карусель, совершали долгий орбитальный путь.Как детишкам на карусельных конях, он казался нам нескончаемым - и все вперед, все вперед, нисколько не вбок, не вкривь» (А. И. Солженицын).
6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга: «Рассказы о нем (В. И. Малышеве) надо всячески фиксировать,но рассказывать о нем како мертвом может быть еще рано: мы все его хорошопомним живым и очень чувствительны ко всякой фальши,» (Д. С. Лихачев).
7. Подхват– повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом: «Я действительно оченьустал. Устал от тяжелых, напряженнейших матчей, от длительных, утомительных перелетов, от смены часовых поясов, постоянного психологического напряжения и просто от всего, что вокруг» (Огонек 1997. № 46).
8 Градация– интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов: « Сила же общественного познания в том, что оно примиряет всех людей, оно не оставляет места длянациональной исключительности,дляевропоцентризма, дляазиоцентризма, для обедняющего человеческую культурупревознесения одних эпох перед другими (например, Ренессанса над средневековьем),одного народа над другими и проч.» (Д С. Лихачев).
9. Каламбур. Основа каламбура – игра значениями слов. В каламбуре может использоваться полисемия (многозначность), омонимия, синонимия. В приводимом ниже примере каламбур построен на основе одновременного использования двух значений слов «естественный», «общественный» и на основе переосмысления значения слов «противоестественный» и «антиобщественный»: «Когда-то в Академии паук, возражая академику В. А. Стеклову, обмолвившемуся словами «науки делятся наестественные и противоестественные»,С. Ф. Платонов сказал: «Нет, науки делятся наобщественные и антиобщественные». И это не было просто шуткой» (Д» С. Лихачев).
10. Риторический вопрос– предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Несоответствие содержания и формы порождает экспрессию: «Но, если вы свободны порождению, зачем вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А. И. Солженицын).
11. Вопросно-ответное единство– способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чем заключалась красота его научного мировоззрения? Его «научного мироощущения» (может быть и такое)? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало» (Д. С. Лихачев).
12. П о в т о р. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. Если повторяется начальное слово, то это онафора (единоначалие): «Владимир Иванович Малышев - крестьянский поэт. Вот почему он предпочитал деревенские дома в науке. Он любил землю и имел на это поэтическое и научное право. Вот почемуи его рукописное собрание, собрание, которое мы привыкли называть «Малышевским», - «Древлехранилище» ИРЛИ АН СССР -это большая крестьянская библиотека» (Д. С. Лихачев).
13. Многосоюзие. Многократно повторяющийся союз подчеркивает значение каждого компонента конструкции: «Так и Анна Михайловна: она никогда не была во главе Сектора фольклора -ни в Институте этнографии АН СССР, ни в Институте русской литературы АН СССР, но она и аспирантов воспитывала, и мешки для песка во время блокады шила, и об архиве заботилась, и гостеприимство оказывала, и свои капитальные труды писала.,,» (Д. С. Лихачев).
14. Синтаксический параллелизм. При этом приеме два или более рядом стоящих отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем фоне текста: «Он был красив своим отношением к людям, своей манерой поведения, ноон был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением» (Д. С. Лихачев).
Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
34. Фразеология.
ФРАЗЕОЛОГИЯ - это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.