Виды научного исследования

Тема. Методологические основы научного исследования

Лекция 1. Научное исследование

План:

1. Понятие экспериментальной психологии.

2. Виды научного исследования.

Понятие экспериментальной психологии

Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Применение эксперимента сыграло важную роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятий, времени реакции и т.д. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, создавший в 1878 г. в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию и основавший экспериментальную психологию.

Термин «экспериментальная психология» в настоящий момент имеет несколько значений:

- Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, умозрительной психологии.

- Экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

- Понятие «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

- Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и включающую его планирование и обработку данных.

Виды научного исследования

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Научный работник – профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием «истинность-ложность». Истинность проявляется в практичности, полезности, эффективности научного знания.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказаний процессов и явлений. Высшей ступенью результативности научной деятельности является открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Однако научное познание не исчерпывается теориями, оно предполагает активную эмпирическую работу. Поэтому, все получаемые результаты можно условно разделить на новое эмпирическое или теоретическое знание, например, в такой иерархии: отдельный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых протекает научная работа. При этом цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

В современной науке выделяют следующие виды исследований.

Идеальное и реальное исследование. Исследование должно стремится к идеальному. Идеальное исследование – исследование, при котором результат не зависит от времени, пространства, типа объекта, типа субъекта исследования, т.е. объективное исследование. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо, нет двух одинаковых объектов, все люди уникальны. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, его отношения с испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных. Реальное исследование не может и не должно полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью. Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности – это теоретическая или прогностическаявалидность.

Условно исследования разделяют на теоретические и эмпирические, хотя в большинстве случаев исследования бывают теоретико-эмпирическими.

По характеру можно разделить исследования на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта применения знаний. Прикладное проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Монодисциплинарное исследование всегда присутствует в рамках одной науки. Междисциплинарное – в рамках нескольких наук или отдельных отраслей наук; требует участия различных специалистов (генетические исследования, в области инженерной психофизиологии).

Аналитические и комплексные исследования. Аналитическое (однофакторное) исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся изучить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

По цели исследования делятся на поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие. Поисковые исследования – это попытка решить проблему, которую никто ранее не ставил или не решал подобным методом. Подобные исследования часто называют исследованиями «методом тыка». Данные исследования направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический опыт и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Уточняющие исследования – наиболее распространенный тип исследований. Цель – уточнение границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. В уточняющих исследованиях по сравнению с предыдущим исследованием, изменяются условия проведения, объект и методика, тем самым регистрируя, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

Воспроизводящее исследование имеет целью точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником соответствующей компетенции. Воспроизводящие исследования – основа всей науки.

Наши рекомендации