Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы ученика­ми К.Левина в середине 1940-х годов в Бетеле (США) и названы Т-группы. В их основе лежала следующая идея: большинство лю­дей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции на их поведение со стороны окру­жающих. Чтобы обнару­жить и изменить свои установки, выработать новые формы пове­дения, человек должен научить­ся видеть себя глазами других. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимо­действием.

В 1950-х годах в Лейпцигском и Йенском университетах под Руководством М.Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом (СПТ).Средствами тренинга выступали ролевые игры, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. В 1960-х годах возникает опирающееся на традиции гумани­стической психологии К. Роджерса движение тренинга социаль­ных и жизненных умений {social life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, кон­сультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

Социально-психологический тренинг получил широкое рас­пространение и в отечественной практике. Первая в нашей стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспек­там социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно использу­ется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприя­тий и организаций.

В Педагогическом энциклопедическом словаре психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ори­ентированная на использование активных методов групповой психо­логической работы с целью развития компетентности в общении». Это также и метод развития личности в целом, обучение новым психологическим техноло­гиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодей­ствия с другими, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений, тренинг эмоционального самоконтроля, самопонимания, финансовой са­мозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В основе тренинга лежит групповое взаимодействие — интер­акция. Участ­ники этих групп при содействии ведущего включаются в своеоб­разный опыт интенсивного общения, ориентированный на ока­зание помощи каждому в решении разнообразных психологиче­ских и профессиональных проблем, в самосовершенствовании.

Тренинг является сравнительно новой формой организации учебного процесса. Относительная новизна этого метода обуче­ния, как отмечает Б. Ц. Бадмаев, объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распростра­ненность на Западе как метода психокоррекционной работы по­средством организации общения в специально создаваемых ма­лых группах (группах тренинга). Во-вторых, он не считался мето­дом массового профессионального обучения.

Тренинг все чаще стал применяться в обучении для отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей и т. п.

Специфические черты тренингов как группо­вой формы обучения включают:

- соблюдение определенных принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам груп­пы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и
от самих участников;

- наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек),
периодически собирающейся на встречи или работающей непре­рывно в течение нескольких дней;

- определенная пространственная организация (чаще всего ра­бота в одном и том же отдельном помещении, когда участники большую часть времени сидят в кругу);

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы,
которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и те­перь»;

- применение активных методов групповой работы;

- вербализованная рефлексия по поводу собственных чувств и происходящего в группе;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участ­никами, климат психологической безопасности.

Виды тренингов в обучении:используют сенситивный (прогнозирования поведения.Он развивает, со­вершенствует способности индивида к пониманию других людей, т.е. хорошего наблюда­теля: видящего, слушающего, чувствующего и запоминающего), коммуникативный, мотивационный тренинги, тренинг лидерства, конкуренции и власти, тре­нинг продаж, креативный тренинг,. ин­теллектуальные тренинги по развитию мышления (и речи как его выражения).

Гештальтподход, Психодинамический подход, Психодраматический подход, Телесно-ориентированный подход

 

НЛП

В зависимости от приоритетных целей тренинг может исполь­зоваться в обучении в различных вариантах.

1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят
формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.

2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача знаний, а также развитие некоторый
умений и навыков.

3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участ­ников и самостоятельного поиска ими способов решения собствен­ных психологических проблем.

Подготовка и проведение тренингавключает в себя:

1) работу над планом-сценарием тренинга;

2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в
решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается
посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по
изучаемой теме);

3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое пове­дение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на отве­ты или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуа­цию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; выска­зываться самому или требовать высказывания вариантов решения от участников группы; как реагировать на явно неверные реше­ния; как и когда делать обобщающие выводы и т.д.);

4) распределение ролей между участниками,

5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджики, таблички, маркеры, скотч, бумага для индивидуальных и груп­повых упражнений и т.п.).

Количественный состав тренинговых групп. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верх­ний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников.

Проведение тренинга

- приветствие;

В самом начале работы ведущий информирует участников тре­нинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе.

1. Активность. Активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении
упражнения.

2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и реф­лексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу­ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫсчитаем...», «У нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморф­ное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре­нинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были про­цессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально ого­воренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в буду­щее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глу­бокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать вни­мание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки са­моанализа.

4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут
рассказы о том, что действительно волнует и интересует участни­ков, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более
успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способ­ствуют получению и предоставлению другим честной обратной
связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участ­ника и которая запускает механизмы не только самосознания, но
и межличностного взаимодействия в группе.

- доброжелательность, доверие друг к другу;

- толерантность по отношению к другим участникам тренинга;

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи­тельно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

6. Ко всем участникам и ведущим независимо от возра­ста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархично­сти отношений.

3. Всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все осталь­ные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

- опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат­мосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и фи­зическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по от­ношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне);

- предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп­ределяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а
формулироваться в результате запросов, высказанных участника­
ми группы во время предыдущего этапа);

- разминочные упражнения;

- основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми — и те и другие почти всегда
заканчиваются обсуждением и рефлексией);

- заключительные упранения

- подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу
о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной рабо­ты, пожелания и предложения ведущему) Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попыта­ется ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вы­звало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне пре­одолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?»;

- резюмирование ведущего (по необходимости); прощание.

Методы тренинга

Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, це­лесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работо­способности группы. При проведении тренингового занятия используются разнооб­разные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной пси­хотерапии, медитативные техники), однако специалисты выде­ляют несколько базовых методов тренинга. К ним традици­онно относят такие интерактивные методы, как групповая дис­куссия и ситуационно-ролевые игры

Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а воз­можно, изменить) мнения, позиции и установки участников груп­пы в процессе непосредственного общения.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников), актуализация и разрешение скры­тых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в призна­нии и уважении.

Игровые методы ведения тренингов На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологиче­ской защиты».

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усва­иваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм дей­ствия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных свя­зях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнени­ем какого-нибудь простого ритуала, например, победным выб­росом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлече­ния позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренин­га, когда участники окажутся в психологически трудной, эмо­ционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может не­ожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Вик­тория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения про­блемы.

Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упраж­нения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Наши рекомендации