Индивидуально – групповая форма обучения ( средневековье)

1.Детей обычно немного, разного возраста

2.Учитель работает одновременно со всеми в одном помещении

3.Регламентация времени не четкая, в разное время года, да и в течение дня не одновременно.

Хотя дети и сидят вместе в одном помещении, но учитель работал с каждым отдельно, так как подготовка у детей была разной в силу того, что дети были разновозрастные. Учитель консультировал, давал задание, которое дети выполняли самостоятельно. После этого дети отчитывались индивидуально. Остальные заняты своим делом.

Подобным образом работают и в наши дни в малокомплектных школах, на сельхоз фермах.

Достоинства:

- Возможность своевременного установления обратной связи с учеником.

- индивидуальный темп продвижения в естественном для ребенка темпе

- дети приучаются самостоятельно работать с текстом, выполнять задания и отчитываться.

Недостатки:

- организационная нечеткость

- невозможность массового обучения

Примечание. В малокомплектных школах срезы знаний даже выше, чем в обычной школе.

По мере развития научного знания и расширения доступа к образова­нию большего круга людей система индивидуального обучения трансфор­мировалась в индивидуально-групповую.При индивидуально-групповом обу­чении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10—15 де­тей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он по­очередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в от­дельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуаль­ные задания. Закончив работу с последним учеником, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новый материал, давал задание и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Это позволяло учащимся приходить в школу вразное время года и в любое время дня.

-групповое обучение, претерпев определенные измене­ния, сохранилось до наших дней. Существуют сельские школы, как прави­ло начальные, в которых обучается малое количество учащихся. В одном классе может быть 2—3 ученика, занимающихся по программе первого класса, несколько человек — по программе второго класса.

4. Классно урочная система обучения: B средние века по мере актуализации потребности в образованных лю­дях, обусловленной прогрессивным социально-экономическим развити­ем, образование становится все более массовым. Появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это привело к появ­лению классно-урочной системы обучения.Зародилась эта система в XVI в. в братских школах Белоруссии и Украины, теоретически обоснована в XVII в. Яном Амосом Коменским и описана им в книге «Великая ди­дактика». Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки.

Развитие производства и повышение роли духовной жизни в эпоху Возрождения привели к необходимости массового обучения детей. Первые коллективные формы организации обучения возникли в так называемых братских школах Словении, Белоруссии. На их основе в начале 17 века Ян Коменский разработал классно – урочную систему

1.Класс – постоянный состав учащихся одного возраста. Количество детей до 40 человек.

2.В установленном составе все занимаются в одной аудитории.

3. Четкая регламентация времени, отводимого на весь учебный год. Введены 4 четверти, каникулы. Продолжительность урока 45 минут, один академический час. Строго установлено начало учебного года - 1 сентября и конец учебного года - 25 мая.

1. В обязанности учителя входит объяснение опрос, закрепление. Все дети работают по расписанию, одновременно над одним и тем же материалом. Урок посвящен одному учебному предмету.

Постепенно классно-урочная форма обучения оформилась в стройную систему, для которой характерно следующе

• учащиеся примерно одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены практически на весь период обучения в группу постоянного состава — класс;

• класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам;

• урок по конкретному учебному предмету, встроенный в расписание занятий, является основной формой организации учебного процесса;

продолжительность урока регламентируется Уставом образовательного учреждения с учетом гигиенических норм;

• работой учащихся на уроке руководит учитель.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах

и в своих основных чертах остается неизменной около четырехсот лет.

Однако уже в конце XVIII в. классно-урочная система обучения стала подвергаться критике. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.

5.Система индивидуализированного обучения.Маннгеймская система (Европа, начало 20 века) Мангеймская система, названная так по наименованию города Ман-гейм (Европа), где она была впервые применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся в зависимо­сти от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подго­товки распределялись по разным классам. Возникла в связи с необходимостью индивидуализации обучения детей с различиями в их умственном развитии. Эта форма избирательного обучения. Классно – урочная система сохраняется, но состав класса подбирался в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития. 4 типа классов: для одаренных, средних, слабых( те кто обычно не кончают школу) и для умственно отсталых. Элементы этой системы и сегодня существуют в США. Англии . На этой основе создают специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки реальным способностям и возможностям детей основатель этой систе­мы Й. Зиккингер предложил создавать четыре типа классов: классы для наиболее способных, основные классы для детей со средними способно­стями, классы для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Учащиеся смогут переходить из одного ряда классов в другой, но на прак­тике это оказалось невозможным из-за значительных различий в програм­мах обучения

Дальтон – план ( США, начало 20 века).

В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в городе Дальтон (США) и названная Дальтон-план. Цель данной системы состояла в том, чтобы дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Учащиеся по каждому предмету полу­чали задания на год и отчитывались по ним в установленные сроки. Тради­ционные занятия в форме уроков отменялись, единого для всех расписания занятий не было. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необ­ходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания. Коллективная работа велась один час в день, ос­тальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лаборато­риях, где занимались индивидуально.

Ученик занимается один, самостоятельно

1.Мастерская, кабинет предметный, лаборатории и т.д.

2.Регламент времени точно не установлен, в зависимости от возможностей ученика.

3.Коллективные уроки отменяются. Учитель организует деятельность ученика, консультирует, ученик самостоятельно выполняет задание, обращается за помощью к учителю. Журнал учета знаний для каждого ученика индивидуальный. В журнале оценивается продвижение ученика отдельно по каждому предмету. Учитель не только ставит отметки, но и письменно комментирует успехи и ошибки. Педагогическое кредо Дальтон – плана: Успех учебы зависит от приспособления темпа работы к возможностям каждого ученика. В организации учебы центральной становится самостоятельная работа ученика, функция учителя сводится к организации деятельности детей.

Достоинства:

- приспособление темпа работы к возможностям конкретного ученика

- приучение к самостоятельности

- индивидуальный учет знаний, умений, навыков.

Недостатки:

- Дороговизна обучения

- трудности массового обучения

- сложность управления обучения

План Трампа (США середина 20века)

40% времени отводиться на лекционные занятие в больших аудиториях в больших группах по 100 человек. Лекции читают высококвалифицированные профессора. 20% времени отводят на занятие малых группах, по 10 – 15 человек, обсуждают пройденный темы в виде дискуссий. Преподаватель дополняет лекционный материал. 20% времени уходит на выполнение самостоятельных заданий в кабинете. Классы как таковые отменяются, состав групп не постоянный.

Другие формы обучения организации обучения: лабораторные занятия, предметные кружки, факультативные занятия, тематические конференции, конкурсы, деловые игры, интеллектуальные игры – соревнования, работа в мастерских, экскурсии, лекции, семинары, практические занятия.

Литература:

Основная:

1Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005.-427с.(291-306)

2Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.(с.221-228)

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

Дополнительная:

1Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001

2Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000

3Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998

Контрольные вопросы:

1. Что берется за основу при классификации форм обучния

2. Достоинства, недостатки индивидуальной формы обучения.

3. Организация деятельности в индивидуально – групповой форме обучения.

4. Характеристика классно – урочной системы обучения.

5. Достоинства, недостатки классно – урочной системы обучения.

6. Маннгеймская система обучения.

7. Дальтон план

8. План Трампа.

Лекция № 2

Наши рекомендации