Тема 1. Спрос и предложение на рынке труда
Рабочая тетрадь
по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»
Тольятти 2016 год
Гимадеева Е.В. Рабочая тетрадьпо дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда». - Тольятти, изд. ГАПОУ СО “ТИПК”, 2015.- 44 с.
Рабочая тетрадьпо дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» содержит систему практических заданий, способствующих закреплению и усвоению пройденного материала, а также методические указания к их выполнению.
Рабочая тетрадь разработана для закрепления знаний по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» по разделам «Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры», «Поиск работы», «Коммуникации с потенциальным работодателем», «Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи».
Все задания максимально ориентированы на необходимость научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.
Специальная подготовка выпускников учреждений профессионального образования к деятельности в условиях рынка труда включает в себя:
- Овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменения рынка профессионально – кадровых ресурсов Самарской области;
- Формирование способности личности оперативно и эффективно решать актуальные социально – профессиональные задачи: поиск работы или создание инициативных форм занятости;
- Самомаркетинг (самопродвижение себя на рынке труда); поддержание профессиональной конкурентоспособности на всех этих этапах профессиональной карьеры и т. д.;
- Развитие профессионально – важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на региональном рынке (способность к самоуправлению поведением, общением, настроением и эмоциями; мобильность; направленность на саморазвитие, самообразование и т. д.).
© ГАПОУ СО “ТИПК”
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. | |
Тема 1. Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры……………………………………………………... | |
Тема 2. Поиск работы ………………………………………………………….. | |
Тема 3.Коммуникации с потенциальным работодателем…………………… | |
Тема 4. Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи………… | |
Заключение ……………………………………………………………………… | |
Список используемой литературы……………………………………………… | |
Приложение …………………………………………………………………….. |
Введение
Переход от командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняет все параметры в социальном производстве общества и отдельного человека, что быстрая адаптация возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности в условиях повышенной социальной стабильности. Для общества в целом период выработки нового адаптационного механизма, по прогнозам исследователей займёт длительный срок, так как потребуется радикальная трансформация системы взглядов, ценностей, психологии, менталитета и т.д. Однако уже сегодня настоятельно необходимо включить в содержание образования молодёжи знания и умения продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания, конъюнктуры рынка труда, его законов и методов работы на нём.
Главной целью дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является подготовка студентов к успешной адаптации к рынку труда, эффективной реализации профессиональной карьеры, а также формирование профессиональных компетенций:
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация
ОК 8.1, уровень III-IV: анализирует/формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи;
анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.
Целью дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является подготовка выпускников к формированию навыков уверенного поведения в меняющихся социально-экономических условиях, повышению их конкурентоспособности. Достижение поставленных целей невозможно при традиционном подходе к обучению, где акцент делается на формальное «книжное» знание. Необходимо использовать такие формы технологии, которые позволяют сблизить процессы познания с реальным поведением человека в мире, где он сам прогнозирует, осознаёт и переоценивает смысл происходящих событий, осуществляет осознанный выбор, принимает решение и несёт за него ответственность.
Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.
Тема 1. Спрос и предложение на рынке труда.
Планирование профессиональной карьеры.
Цель работы– изучить рынок труда, моделиконкурентоспособности профессии.
Информационный лист 1
Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организаций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
стоимость рабочей силы;
цена рабочей силы;
конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и
наемными работниками.
Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу:
студенты;
выпускники профессиональных учебных заведений;
любой человек, желающий сменить место работы;
это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.
Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определенного работника. Они заявляют об этом в службу занятости.
Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика:
- «вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают (например, врач, земледелец, строитель, парикмахер);
- «сквозные»(распространенные), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (например, электромонтер, техник, секретарь);
- «дефицитные»(на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на которые на рынке труда не удовлетворен, например, сегодня это: специалист по маркетингу, менеджер сферы услуг, дизайнер компьютерного макетирования, антикризисный управляющий);
- «перспективные», т.е. те профессии, специальности, спрос на которые будет возрастать (например, это профессии информационного типа: специалист по электронным каналам связи, системный аналитик, специалист по связям с общественностью);
- «свободные», т. е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (например, портной, художник, столяр, продавец, дизайнер интерьера).
Конкурентоспособность профессии и специальностиповышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов. Например, профессия «уличный торговец»: свободная, т. к. может быть реализована в режиме самозанятости, дефицитная, т. к. в Самарской области рынок товаров не насыщен, сквозная, т. к. покупатель везде, и вечная (покупатели покупают и будут покупать). Очевидно, что меньше гарантий устроиться на работу по профессиям редким, малораспространенным или если спрос на них удовлетворен и даже падает.
Исследователи выделяют семь моделей конкурентоспособности специалиста.
Первая модель- «Профессионал». Конкурентоспособность такого специалиста обеспечивается высоким уровнем профессиональной квалификации. Он достиг вершин профессионального мастерства, знает всё ( или почти всё) о свой профессии.
Вторая модель – «Универсал». Высокий спрос на таких специалистов поддерживается за счет того, что человек владеет несколькими профессиями, разнообразными компетенциями, а значит, способен выполнять различные виды работ, заменять, если надо, своих коллег. Обычно такие специалисты незаменимы на малых предприятиях, где количество персонала ограничено.
Третья модель – « Хороший работник». Его конкурентоспособность остается высокой благодаря обладанию такими качествами как трудолюбие, обязательность, ответственность. Этот тип работника привлекателен для работодателя по тем специальностям, где эти качества являются профессионально важными.
Четвертая модель – «Гибкий». Это специалист, который умеет перестраиваться, осваивать новые виды деятельности, быстро переключатся на выполнения других функций. Чаще всего эти качества бывают востребованы в венчурных фирмах, на инновационных производствах.
Пятая модель – «Целеустремленный». Конкурентоспособность такого специалиста достигается за счет его упорства, настойчивости, которые «пробивают любые стены» и рано или поздно помогают преодолеть любые препятствия.
Шестая модель – «Мобильность». Спрос на такого специалиста обеспечивается его «легкостью на подъем», позволяющей значительно расширить географию поиска работы и форм трудоустройства.
Седьмая модель – «Коммуникатор». Его конкурентоспособность на современном рынке труда связана с умением общаться, дружить, устанавливать связи.
Проанализируйте эти модели, сопоставите их требования с вашими особенностями и возможностями и выберете для себя модель конкурентоспособности на рынке труда. А дальше – стремитесь к ее воплощению, развивая в себе недостающие качества и мобилизируя резервы. Важно подчеркнуть, что если для специалиста характерны несколько моделей одновременно, то его конкурентоспособность возрастает и шансы продвижения себя на рынке труда резко увеличиваются.
Наиболее оптимальное время для планирования карьеры – обсуждение профессии и начало трудовой деятельности. В этот период имеется конкретное представление о будущей специальности и сформулированы основные жизненные цели. Планировать карьеру следует начать в 14-24 года.
Профессиональная карьера подразумевает траекторию движения человека, связанную с ростом его знаний, умений, навыков. Она может идти по линии специализации (углубление в оной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транс профессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Задание 1
1.1
Индивидуальная работа
Запишите все, что вы умеете делать, в первую колонку таблицы 1.
Таблица 1. Мои умения
Я умею……………… | ||
1.2
Индивидуальная работа
Озаглавьте вторую колонку «Умения в ОУ» и отметьте в ней знаком «v» умения, которые вы прибрели в вашем образовательном учреждении.
Допишите умения, которые вы приобретете до окончания обучения.
1.3
Индивидуальная работа
Определите, какие ваши умения могли бы заинтересовать потенциальных работодателей.
Для этого составьте список возможных работодателей (не менее 3-х), озаглавьте третью колонку таблицы «Работодатели» и в ней отметьте цифрой, какие из ваших умений могут заинтересовать конкретного работодателя.
1.
2.
3.
1.4
Индивидуальная работа
Определите ваши способности и личные качества, которые, как вам кажется, смогут помочь вам в работе. Запишите их в левой части листа.
В правой части листа запишите работодателей, определенных вами при выполнении задания 1.3. С помощью стрелок укажите, какие ваши способности и личные качества могут иметь значение для каждого из работодателей.
Знаком «v» отметьте те способности и личные качества, которые в соответствии с вашей схемой, смогут быть интересны для работодателей.
1. |
2. |
3. |
Задание 2
2.1.
Индивидуальная работа
Прочитайте информацию информационного листа 1. Вернитесь к списку ваших умений и списку работодателей.
Определите, предлагаете ли вы потенциальным работодателям одну профессию или разные профессии. Если окажется, что одну, определите другие профессии \ специальности, с которыми, по вашему мнению, вы могли бы выйти на рынок труда (например профессия, которой вы не владеете, но которую обычно осваивают на рабочем месте, и вы предполагаете, что сможете при необходимости ее освоить, не получая профессионального образования).
Определите востребованность предложенных вами профессий на рынке труда, оценив эти профессии по критериям.
| |
Сквозная | |
Дефицитная | |
Перспективная | |
Свободная | |
| |
Вечная | |
Сквозная | |
Дефицитная | |
Перспективная | |
Свободная | |
| |
Вечная | |
Сквозная | |
Дефицитная | |
Перспективная | |
Свободная |
2.2.
Индивидуальная работа
Определите, какую из определенных вами профессий вы считаете основой, т.е той, которую вы в первую очередь будете предлагать работодателям. Объясните свой выбор.
Определите какую из определенных вами профессий можно будет использовать
в качестве запасной стратегии. Объясните свое решение.
В качестве основной я буду предлагать профессию
В качестве запасной стратегии я буду использовать профессию
2. 3.
Индивидуальная работа.
Предположите 3 варианта развития вашей карьеры. Опишите каждый из них. Определите, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации каждого варианта. Дайте обоснование каждому ресурсу.
Вариант 1
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
Вариант 2
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
Вариант 3
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
Тема 2. Поиск работы
Цель работы– решение проблемы трудоустройства при помощи поиска работы.
Информационный лист 2
Перед тем, как рассмотреть принципы организации поиска работы, обратимся к терминологическому словарю.
Поиск работы -активная душевная, умственная, информационно-поисковая, коммуникативная деятельность по подбору наиболее подходящего варианта работы. Удачный поиск работы заканчивается процедурой трудоустройства.
Вакансия –свободное рабочее место.
Работа –процесс профессиональной деятельности. Пассивный (в отличие от карьеры) способ движения в профессиональной сфере под влиянием внутренних и внешних стихийных сил.
Профессия –(от лат. «объявлять публично») – необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения духовных и физических сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Профессионал –человек, способный, в отличие от специалиста, решать не только узкие (по своей специальности) профессиональные задачи, но и сложные комплексные проблемы.
Универсальность профессионала обеспечивается:
а) широким кругозором, эрудицией, культурой;
б) способностью быстро учиться, осваивать новые специальности;
в) хорошо развитыми общими способностями, деловыми навыками;
г) творческим воображением и тренированным системным мышлением;
д) инициативностью, гибкостью, готовностью к переменам.
Главное достоинство универсального профессионализма – возможность полноценной жизни в профессиональной сфере, реализации всех своих интересов и способностей.
Решение проблемы трудоустройства, так же, как и любой, другой проблемы, целесообразно начинать с предварительного планирования.
То есть, необходимо:
1) Проанализировать ситуацию: наличие необходимых для работы знаний, умений, навыков и личностных качеств; возможности трудоустройства.
2) Четко определить для себя конечный результат:
какую работу я хочу получить?
наметить пути достижения желаемого рабочего места.
Итак, цели ясны. Следующий шаг: воспользоваться всеми возможными путями поиска работы.
Задание 3
Выстройте в порядке важности свои информационные источники для поиска работы:
1._________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
4._________________________________________________
5._________________________________________________
…_________________________________________________
Возможные источники информации о вакансиях:
Родственники, друзья, знакомые, которые могут помочь в трудоустройстве.
Служба занятости.
Средства массовой информации.
Кадровые агентства.
Отделы кадров конкретных предприятий и организаций.
Телефонные и другие справочники.
Объявления на улице и в транспорте.
Ярмарки вакансий.
Интернет.
Задание 4
Постройте свою сеть контактов (кто, как и чем может помочь вам в выборе найти работу).
Сеть контактов при поиске работы:
Кто | Как и когда | Чем |
1. 2. 3. |
Конец формы