Понятие и структура морали. Соотношение морали и нравственности.
Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.
Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
И. Кант отмечает: -<Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с космическими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.
С этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы.
Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.
Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение.
Иначе в структуре нравственности выделяются:
- нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
- нравственная практика;
- нравственные отношения.
Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.
Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.
В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.
Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.
Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.
При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:
- рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;
- эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).
- волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.
Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:
- замысел (намерение или постановка цели);
- мотивация, обоснование замысла;
- выбор цели, средств;
- принятие решений;
- действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.
Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Нравственные отношения можно классифицировать:
- по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;
- по характеру требовательности к себе и другим;
- по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта общения.
Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.
Существуют попытки «развести» данные понятия «мораль» и «нравственность». Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного.33 Ведь большая разница между тем, что должно быть, а что есть.
Нравственность — «…внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».34 В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.
Таким образом, можно прийти к заключению, что этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали или об учении морали и нравственности, что больше оно и подчеркивает. Но этика не только учение о морали, но и часть самой морали.
Слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки и нормы поведения человека. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту. Даже часто утверждается, что нравственность является калькой морали.
Итак, этика является более широким понятием, по отношению к нравственности и морали, она является наукой, изучающей нравственность и мораль. Мораль и нравственность — понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».
Многие источники воспринимают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику как науку о морали и нравственности. На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая придерживается теории тождественности, а вторая — полагает, что они имеют различные содержания. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В понятии моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в значение нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. Среди современных авторов считают, что мораль — это сфера должного: как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей.