Адаптация людей с ограниченными возможностями в социальной среде.
Жизнь есть путь, а человек– строитель этого пути”
(Пришвин)
Смысл жизни - это есть движение на восток, за горизонт, это явление недостижимое. Задача: стремиться достичь - в этом и есть смысл жизни. Великая мудрость: когда человек может войти в процесс жизни и двигаться вперед.
Цель в жизни – это нечто принципиально достижимое.
Многие перепутывают понятия «цель жизни» и «смысл жизни». Достижение цели жизни - это еще не смысл жизни. Зачастую достигнув цель, перед человеком возникает безысходность, обрыв. В жизни есть две трагедии:
1. Когда человек поставил цель и не осуществил
2. Когда поставил цель и осуществил.
Но на это мы порой не обращаем внимания.
Пример: I) молодой человек: цель – квартира, много работал, заработал квартиру, "обмыл" её. Итог – алкоголик.
За целью пустота. Это условие мнимой смерти. Надо учиться перенацеливаться.
Государственную программу реабилитации и адаптации, инвалидов включают:
1.В самореализации.
2.В материальной поддержке.
3.В трудоустройстве.
4.В передвижении.
5.В общении.
6.В комфортных бытовых условиях.
7.В восстановлении нарушенных способностей.
8.В социально-психологической адаптации.
9.В возможности получения знания.
10.Всвободном доступе к культурным, социально-бытовым объектам.
Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности
Образование людей с ограниченными возможностями здоровья.
Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем»
Л.А.Бокерия
Под образованием в Законе РФ Об образовании понимается - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование – важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования – гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7).
Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45), в Российской Федерации действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).Конституцией РФ под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41).
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им
общего и профессионального образования, приобретение конкурентоспособной и престижной профессии.
Создание инвалидам условий для получения общего и профессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедоступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возможностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в 2001 г.
Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, предусматривается создание специальных условий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставление ряда льгот в сфере получения образования. Например, инвалиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендованным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.