Глава 1. Проблема социальной реабилитации людей с ограниченными умственными возможностями

Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната

Учебно-методическое пособие

Ярославль

  УДК 36 ББК 65.272 Ф 53 Печатается по решению ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат  

Рецензент:

В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Ф 53 Филиппова М. В., Федорова П. С., Пчелкина М. В., Виноградова Л. В., Громова С. Ю. Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2014. – 42 с.

В данном пособии рассматриваются проблемы интеграции лиц с ограниченными умственными возможностями в современное общество. Поскольку основой подобной интеграции является реабилитационная деятельность, в работе широко представлены теоретические аспекты и практический опыт применения целого «веера» технологий социализации данной специфической категории населения в условиях психоневрологического интерната.

Издание предназначено для специалистов социозащитных учреждений, социальных работников, а также для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Социальная педагогика».

УДК 36

ББК 65.272

ã ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат, 2014

ã Авторы, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………...............................
Глава 1. Проблема социальной реабилитации людей с ограниченными умственными возможностями………………………………………………………  
Глава 2. Особенности контингента психоневрологического интерната……………………………………………………………………………..  
Глава 3. Социальные технологии в работе с лицами, имеющими ограниченные умственные возможности…………………………..........................  
3.1. Социальные технологии в реабилитационной деятельности…………………
3.2. Трудотерапия……………………………………………………………………..
3.3. Милиотерапия……………………………………………………………………
3.4. Оккупациональная терапия……………………………………………..…….....
3.5. Экотерапия………………………………………………………..……………...
3.5.1. Анималтерапия…………………………………………………………………
3.5.2. Гарденотерапия………………………………………………...........................
3.6. Арттерапия……………………………………………………………………….
3.7. Социокультурная реабилитация……………………………….........................
3.8. Физкультурно-оздоровительное направление реабилитации……………...…
Заключение……………………………………………………………………….…...
Библиографический список…………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………...…...


Введение

Одной из актуальных социальных проблем современного общества является инвалидность, интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество. Неуклонный рост численности инвалидов во всем мире, в том числе и в России, представляет собой глобальный социальный процесс. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [37]. «Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», – поясняется в этом законе. Учитывая отмеченный выше факт, стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации является их реабилитация. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума. При этом основная роль в осуществлении процесса реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами отводится учреждениям социальной защиты населения, в том числе, интернатам, которые, в свою очередь, используя эффективные инновационные технологии должны качественно реализовывать стандарты социального обслуживания данной категории.

Глава 1. Проблема социальной реабилитации людей с ограниченными умственными возможностями

Внимание к исследованию вопросов реабилитации инвалидов как социального явления в России в последние годы постоянно растет. В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и так далее. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Вопросы реабилитации инвалидов в течение первой половины 20 века рассматривались, прежде всего, с точки зрения медицинской модели инвалидности. Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в XIX веке хирургом Н. И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П. П. Кащенко, а в общественной мысли В. П. Бехтеревым, В. И. Водовозовым и др. [29].

Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А. Адлер, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Розанов, К. Д. Ушинский и др. [4]. Отечественными и зарубежными учеными разрабатывались теоретические вопросы лечения и медицинской реабилитации лиц с нарушениями функций организма, методики компенсации патологий, восстановления дефектов. Наибольший вклад в исследование и развитие этой научной проблематики внесли О. С. Андреева, М. М. Кабаков, Д. И. Лаврова, Е. С. Либман, А. И. Осадчик, А. А. Дыскин, С. А. Овчаренко и другие [4, 29]. Постепенный переход к осознанию необходимости социальной реабилитации инвалидов был связан с освоением зарубежного опыта, а также реализацией различных технологий социальной деятельности (труды М. М. Айшервуда, К. Акоша, Е. Сандаль) [1]. Развитие исследований по социальной реабилитации инвалидов в России связано с работами таких ученых, как В. Д. Альперович, С. А. Беличева, Л. К. Грачев, О. С. Лебединская, Е. И. Холостова, Ю. Б. Шапиро и др. [33, 35].

Всемирная организация здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции [материалы официального сайта ВОЗ – www.who.int/ru].

Необходимо отметить, что реабилитация – это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Сущность реабилитации - не только в восстановлении здоровья, но и в создании возможностей для социального функционирования в обществе. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, интегрирование клиентов с недостатком интеллектуального развития в общество.

Среди основных задач социальной реабилитации можно выделить следующие:

1. Содействие социально-бытовой адаптации инвалида с последующим включением его в окружающую жизнь.

2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Различают следующие виды реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: медицинская, социально-средовая, социально-бытовая.

1. Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию нарушений, утраченных функций организма (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, психотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т.д.). Целью медицинской реабилитации в психоневрологическом интернате является стабилизация либо активизация психической деятельности, лечение и профилактика соматических заболеваний, устранение психопатологических расстройств.

2. Социально-средовая реабилитация направлена на создание оптимальной среды жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных социальных связей (обеспечение специальным оборудованием, оснащением, которое даёт относительную бытовую независимость).

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

  • социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование;
  • психодиагностику и обследование личности инвалида;
  • психологическую коррекцию;
  • психотерапевтическую помощь;
  • психопрофилактическую и психогигиеническую работу;
  • психологические тренинги;
  • привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;
  • экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь);
  • обучение общению; социальной независимости; навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;
  • оказание помощи в решении личных проблем;
  • социально-психологический патронаж семьи.

3. Социально-бытовая реабилитация включает в себя:

  • социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);
  • социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);
  • социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);
  • трудовую и профессиональную реабилитацию, которые направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;
  • психолого-педагогическую реабилитацию, которая направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика).

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

  • информирование и консультирование инвалида и его семьи;
  • «адаптационное» обучение инвалида и его семьи; обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
  • обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
  • адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Социальная реабилитация – наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации, получившая в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих последние научные достижения в этой сфере. Социальная реабилитация важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания для инвалидов равных возможностей с другими людьми для того, чтобы быть социально востребованными.

Социальную реабилитацию необходимо рассматривать как комплекс мер и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, повышение ценности личности и необходимость защищать ее права, характерные для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, – все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Понятие «социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья» необходимо изучать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность [53].

Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с инвалидом тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия.

Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности инвалида, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Социально-реабилитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и человека с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность [51].

Целенаправленность социально-реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать человек на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на человека с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно – в результате социальной обусловленности социально-реабилитационной деятельности.

Субъективность социально-реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности, как специалиста, так и инвалида, включенного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе. Для социально-реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике, поведении. Динамические изменения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

В процессе социальной реабилитации используют различные социальные технологии, под которыми подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий, которые необходимо применять для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Технологию социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [39].

Люди с ограниченными умственными возможностями относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения. В общей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 %. Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как по клиническим особенностям, тем, или иным проявлениям психической дезорганизации, так и по степени ее выраженности. В 10-й Международной классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие. Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: развитие навыков инвалида; расширение внешних ресурсов. На протяжении многих десятилетий основными организационными формами психиатрической помощи в системе социальной защиты населения считались учреждения стационарного типа - психоневрологические интернаты (ПНИ).

Н. Ф. Дементьева выделяет следующие основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

  • создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
  • организация жизнедеятельности инвалидов;
  • социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья [10, 13].

Основными задачами при этом являются:

  • материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
  • организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
  • организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.

В соответствии с данными целями и задачами социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

В настоящее время основу подавляющего большинства реабилитационных мероприятий, реализуемых учреждениями социальной защиты населения, составляют методические рекомендации ЦИЭТИНа, который разработал программы трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью по десяти видам труда, а также программы социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах (Москва, 1988–1989 гг.). Но за прошедшее с момента выхода данных программ время в обществе произошли серьёзные социально-экономические и политические перемены, изменилась политика государства в образовании, в частности, и в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Ввиду этого в настоящее время является актуальной проблема разработки и внедрения новых и эффективных программ реабилитации молодых инвалидов с ограниченными умственными возможностями, включающих в себя принципы работы, технологии, методические рекомендации.

В практике реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната используются такие социальные технологии и виды терапий, как трудотерапия (направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность), экотерапия, милиотерапия (терапия средой), арттерапия (терапия творческой деятельностью, искусством), оккупациональная терапия и другие. При этом анализ различных литературных источников по заявленной проблеме и практического опыта реабилитации позволил сделать вывод о том, что наиболее эффективным является системный подход к организации всех стадий и аспектов реабилитационного процесса в отношении лиц с ограниченными умственными возможностями. Основной акцент в реабилитационном процессе необходимо делать на восстановление социального взаимодействия и нарушенных потребностей в коммуникации, активизацию личностного потенциала, выработку у личности качеств, способствующих наиболее оптимальному приспособлению к социальной среде в условиях ограниченных возможностей здоровья.

Наши рекомендации