Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями.

Согласно федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. №132-ФЗ социальный туризм - это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Иными словами, социальным туризмом может являться любой вид туризма (курортный, экологический и т.д.), однако расходы, за который полностью или частично, несет государство, из источников, предназначенных на социальные нужды.

Цель социального туризма: создание необходимых условий для путешествия пенсионеров, инвалидов и любым иным гражданам, которым оказывается социальная поддержка.1. На примере ряда цивилизованных стран социальный туризм развивается в виде "ассоциативного туризма", организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан - обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Мониторинг показателей качества рекреационных услуг в сфере доступного туризма.

Качество предоставления рекреационных услуг понимается как деятельность, направленная «на конечный результат», то есть ориентированная на удовлетворение ожиданий (запросов) клиента-потребителя в сфере доступного туризма; обеспечивающая рекреационное обслуживание нуждающихся социальных групп в соответствии с их действительным статусным положением и потребностями. Качество определяется на основе систематизации данных по уровню и объему предоставляемых рекреационных услуг учреждениями отдыха и рекреации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и последующего анализа (экспертизы) сервисного обслуживания в соответствии с принципами доступности и результативности.

Основной целью оценки качества предоставления рекреационных услуг в сфере доступного туризма является обоснование наиболее перспективных направлений сравнительного анализа и оценки работы учреждений отдыха и рекреации для оптимизации процесса реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширения и внедрения инновационных форм рекреационных услуг, улучшения качества их социальной защиты.

В ходе мониторинга показателей качества рекреационных услуг в сфере доступного туризма для населения, нуждающегося в создании специальных условий по месту проживания и отдыха, систематизируются и обобщаются данные об основных категориях населения, обслуживаемых в сфере доступного туризма, о наиболее востребованных видах рекреационных услуг, мероприятиях и инициативах в сфере социального обслуживания. Кроме того, обобщаются данные социологического анкетирования клиентов и специалистов в сфере доступного туризма. Основными принципами, определяющими качество и эффективность предоставления рекреационных услуг в сфере доступного туризма, выступают принципы доступности и результативности. Данные принципы соответствуют приоритетным задачам реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наши рекомендации