Развитие физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Основные направления в этой работе:

- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

- открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

- разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

- подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

- разработка и издание специализированных методик и программ;

- подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.

В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве – легкая атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге – настольный теннис, в Саратове – плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.

Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт» и многие другие государственные и коммерческие организации.

Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в обществе. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

В этой связи актуально:

- активно использовать существующие спортзалы на базе учреждений образования и по месту жительства для проведения физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста;

- расширить сеть специализированных клубов и создать комплексные учреждения по одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, инвалиды, дети и т.д.);

- разработать совместно с органами социального обеспечения и здравоохранения комплекс мер по вовлечению лиц пожилого возраста в активные занятия физической культурой и спортом;

- широко использовать средства физической культуры и оздоровительных технологий в практике работы санаторно-курортного комплекса;

- разработать систему спортивных соревнований среди лиц старшего возраста (ветеранский спорт);

- обеспечить доступ пожилых людей к получению физкультурного образования;

- создавать специальные физкультурно-оздоровительные программы на телевидении.

Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом.

Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований.

Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.

Самоуправление в сфере физической культуры и спорта

Государство оказывает содействие развитию общественной активности и привлекает общественные организации к управлению в области физической культуры и спорта.
Органы исполнительной власти, соответствующие органы местного самоуправления в границах своей компетенции могут делегировать общественным организациям физкультурно-спортивной направленности отдельные полномочия относительно развития видов спорта (подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, организации спортивных мероприятий и т.п.), осуществляют контроль за реализацией таких полномочий.

В своей деятельности общественные организации физкультурно-спортивной направленности и их объединение руководствуются этим Законом, Законом Украины «Об объединении граждан», другими законодательными актами Украины.

Статья 34. Спортивная федерация

Спортивная федерация (ассоциация, союз, объединение и т.п.) — общественная организация физкультурно-спортивной направленности, которая создается для развития соответствующего вида спорта (версии) и руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, законами, другими нормативно-правовыми актами Украины и своим уставом.
Порядок, особенности создания и деятельности спортивной федерации определяются соответственно этому Закону и Закона Украины «Об объединении граждан».
Спортивная федерация может иметь местный или всеукраинский статус.
Вступление спортивной федерации в соответствующую международную спортивную организацию не является основанием для ее перерегистрации как международного объединения граждан.
В уставе спортивной федерации отмечается, какой вид спорта (версию) она развивает, возраст членов спортивной федерации устанавливается в ее уставе в зависимости от специфики вида спорта (версии).
Кабинет Министров Украины, по представлению центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, определяет перечень видов спорта (версии), соответственно специфике которых спортивная федерация имеет право получать всеукраинский статус независимо от наличия местных ячеек в большинства областей Украины, в Автономной Республике Крым, в городах Киеве и Севастополе.
Спортивной федерации предоставляется статус национальной спортивной федерации соответственно этому Закону.

Статья 35. Национальный Олимпийский комитет Украины

Олимпийское движение в Украине координируется Национальным Олимпийским комитетом Украины, которая является независимой, неправительственной, общественной организацией.
В своей деятельности Национальный Олимпийский комитет Украины руководствуется законодательством Украины, Олимпийской хартией и собственным уставом.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет исключительное право представлять Украину на Олимпийских играх, в Международном Олимпийском комитете, международных олимпийских организациях.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет свою национальную олимпийскую символику и исключительное право ее использования.
Государство оказывает содействие развитию материально-технической базы Национального Олимпийского комитета Украины, предоставляет ему финансовую и организационную помощь относительно участия членов сборных команд в Олимпийских и Паралимпийських играх, оказывает содействие в установлении международных связей.

Статья 36. Хозяйственная и другая коммерческая деятельность, направленная на развитие физкультуры и спорта

Предприятия, учреждения, организации в границах и порядке, определенных законодательством, пользуются льготами относительно налогообложения доходов от хозяйственной или другой коммерческой деятельности, направленной на развитие физкультуры и спорта.
Средство, полученные организациями физкультурно-спортивной направленности, которые действуют на селе, от собственной производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности и направленные на развитие физкультуры и спорта на селе, могут подлежать льготному налогообложению. Эти льготы определяются соответственно законодательству Украины.
Общественная организация должна основать предприятие, если она организовывает или принимает участие в проведении платных физкультурно-спортивных мероприятий и получает от этого на протяжении года прибыль, которая превышает 1000 размеров минимальной заработной платы, или если спортсмены за участие в таких мероприятиях получают разовое вознаграждение, которое превышает 100 размеров минимальной заработной платы. Незаконно полученная прибыль изымается в доход государства. Эта норма не распространяется на национальные спортивные федерации и Национальный Олимпийский комитет Украины.
Любое лицо — организатор спортивного мероприятия, открытого для спортсменов — членов национальных спортивных федераций, которая предусматривает выдачу призов, которые превышают 50 размеров минимальной заработной платы, должна получить на это согласие соответствующей национальной спортивной федерации. Спортсмен, который принял участие в таком мероприятии, которое проводилось без согласия соответствующей национальной спортивной федерации, несет ответственность, предусмотренную уставом этой федерации

Наши рекомендации