Проблема возраста. Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии. Кризисы в развитии

Л.С. Выготский в работе «Проблема возраста» анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие «возраст» ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства.

Принципы изучения возрастной периодизации развития:

- Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

- Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

- Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Проблемы возрастной периодизации психического развития:

- Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

- Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

- Соотношение задатков и способностей.

- Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

- Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Различные возрастные периодизации могут быть разделены на две группы:

1) частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам;

2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);

2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:

а) 8—11 лет – конкретные операции;

б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1) раннее детство;

2) детство;

3) подростковый возраст. Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), пред-метно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3) 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;

6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;

8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор ( VI в . до н . э .) выделял четыре периода в жизни человека : весну ( становление человека ) – от рождения до 20 лет;; лето ( молодость ) – 20-40 лет; осень ( расцвет сил ) – 40-60 лет зиму ( угасание ) – 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов , а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет ; вторая – от 7 до 14 лет и третья – от 14 до 21 года.

В классификации Дж . Биррена выделяются восемь фаз жизненного развития человека .

- Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

- Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.

- Третья фаза – детство, 5-12 лет.

- Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.

- Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.

- Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.

- Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.

- Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б . Г . Ананьева , недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации.

В классификации Д . Бромлея выделяются пять циклов развития внутриутробный , детство , юность , взрослость , старость . При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий:

- Цикл «детство» охватывает три стадии : младенчество ( от рождения до 18 месяцев ), дошкольное детство ( от 18 месяцев до 5 лет ), раннее школьное детство ( от 5 лет до 11-13 лет ).

- Цикл «юность» подразделяется на две стадии : старшее школьное детство ( от 11 до 15 лет ), поздняя юность ( от 15 лет до 21 года ).

- Цикл «взрослость» состоит из трех стадий : ранняя взрослость ( от 21 года до 25 лет ), средняя взрослость ( от 25 до 40 лет ), поздняя взрослость ( от 40 до 55 лет ).

- В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст ( от 55 до 65 лет ).

- Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии : отставка ( от 65 лет ), старый возраст ( от 70 лет ), третья стадия , обозначаемая как финиш , по существу включает в себя период старческих болезней и умирания .

В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы :

- младенческий возраст – от рождения до 3 лет,

- раннее детство – от 3 до 6 лет,

- детство – от 6 до 12 лет,

- подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,

- молодость – от 18 до 40 лет,

- зрелый возраст – от 40 до 65 лет,

- пожилой возраст – от 65 лет.

Г. Крайг выделяет следующие возрастные этапы:

- младенческий возраст – от рождения до 2 лет,

- раннее детство – от 2 до 6 лет,

- среднее детство – от 6 до 12 лет,

- подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет,

- ранняя взрослость – от 20 до 40 лет,

- средняя взрослость – от 40 до 60 лет,

- поздняя взрослость – от 60 лет и далее.

Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, По мнению Выготского, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка. Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов.

Особенности протекания кризиса:

1. Неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов.

2. Трудновоспитуемость детей в этот момент.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов.

Психологические особенности детского и юношеского возраста (новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов).

Наши рекомендации