Возрастная периодизация. Понятие кризиса в возрастной психологии. Основные возрастные кризисы.

Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Источник-противоречие между возрастающими физ. и псих. возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окр. людьми и видами (способами) деят-ти. Противоречие является основной движущей силой развития ребенка.Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Причины кризиса новорожденности:- физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания);-психологические. Реб. имеет дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. У него нет формы поведения, сосанию ребенок учится. Ребенок может принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки). Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, громкие звуки и начинает улыбаться

Стадия младенчества. Младенчество - период, когда от малоподвижного образа жизни ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет. Он исследует, рассматривает окр.мир, ощупывает предмет руками. Он вступает в эмоц.отношения с матерью и др. От существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окр. людей улыбкой, плачем, радостью, испугом.Ранний возраст. Он активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Реб. психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаи-моотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет подражательность, поял-ся готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овчадение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Дошкольный возраст. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является продолжением. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства, обучается тонкой рефлексии на другого человека, развивается способность к идентификации с людьми, со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями, учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.Кризис трех лет (1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, 3 года и 11 лет - кризисы отношений).

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность, серьезная игра, предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Кризис трех лет. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются посто-янные обязанности, связанные с учебной деятельностью. К этому периоду он: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности, преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбуди-мость, гипердинамия, выраженная заторможенность.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, содействует развитию адаптационных формповедения, рефлексии и психических функций. Ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти).

Ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К концу дошкольного возраста имеются три линии развития (П. Я. Гальперин): формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам; овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Интеллектуальная готовность: ориентировка в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания.

Мотивированность к школе: ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец. Волевая готовность к школе: умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

Подростковый период – самый неустойчивый и изменчивый период.Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей -стремление обрести себя как личность.«Мы» составляет не семья, а сверстники.Начинает ценить свои отношения со сверстниками. Созидание, проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний, радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля). У подростка пылкие чувства, стремление к цели. Однако рефлексии на себя и др. открывают несовершенство - и он уходит в психологический кризис-тяжелые переживания, но кризис обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления.

Наши рекомендации