Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример).

Качество как экономическая категория и объект управления

Система показателей качества продукции и их классификация

Сургут

Содержание:

Введение

1. Показатели назначения.

2. Показатели надежности и долговечности изделия.

3. Показатели технологичности продукции.

4. Показатели стандартизации и унификации продукции.

5. Эргономические показатели продукции.

6. Эстетические показатели продукции.

7. Патентно-правовые показатели качества продукции.

8. Экономические показатели продукции.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. (ГОСТ 15467-79).

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает в себя обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообразны и специфичны и зависят от сущности предмета труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационные, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

1. Показатель назначения

Показатели назначения– показатели, характеризующие сущность товара и его функциональные свойства, устанавливающие способность продукции осуществлять свои функции в определенных условиях ее рационального применения по предназначению.

Выделяют следующие показатели назначения продукции:

1) классификационные (грузоподъемность, скорость, производительность, продуктивность, мощность);

2) конструктивные (удобство управления, размещения, обозрения, габаритные размеры, показатели сборности и взаимозаменяемости);

3) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);

4) показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани);

5) показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).

Показатели назначения продукции характеризуют свойства продукции, обусловливающие основополагающие функции, для осуществления которых она предназначена, и определяют сферу ее использования.

Показатели назначения продукции применяют для изделий машиностроения и приборостроения, электротехники и других. Показатели назначения характеризуют и описывают полезную работу, производимую продукцией.

Показатели назначения продукциихарактеризуют ее отдачу, применение по назначению на определенной рыночной нише.

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример).

1. Однофункциональные товары:

1) горнодобывающее, энергетическое, насосное, подъемно—транспортное, металлургическое, компрессорное, оборудование, сельскохозяйственные машины. Основные показатели назначения этих товаров – производительность (при регламентации важнейших дополнительных показателей назначения);

2) электрическая энергия. Основной показатель назначения – сила тока;

3) топливный газ. Основной показатель назначения – теплотворная способность.

2. Двухфункциональные товары:

1) компьютерная техника. Основные показатели назначения – скорость, объем памяти;

2) холодильное оборудование. Основные показатели назначения – емкость, температура в камере;

3) металлорежущее и кузнечно—прессовое оборудование. Основные показатели назначения – производительность, точность.

3. Трехфункциональные товары:

1) контрольно—измерительные приборы и комплексы. Основные показатели назначения – диапазон измерений, скорость, точность;

2) самолеты, автотранспорт, железнодорожный транспорт. Основные показатели назначения – вместимость (грузоподъемность), дальность, скорость;

3) радиоаппаратура. Основные показатели назначения – громкость, чистота звучания, количество каналов.

4. Многофункциональные товары:

1) телеаппаратура. Основные показатели назначения – чистота и громкость звука, размер экрана, цветность, контрастность;

2) продукты питания. Основные показатели назначения – экологичность, содержание витаминов, белков, углеводов, жиров, минералов и др. полезных свойств;

3) мебель. Основные показатели назначения – прочность, комфортность, соответствие моде;

4) одежда, обувь. Основные показатели назначения – соответствие моде, носкость, удобство использования и восстановления.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Для изделий машино- и приборостроения, электротехники и других показатели назначения характеризуют полезную работу,

совершаемую изделием.

Для конвейеров разных типов показателями назначения являются производительность, длина и высота транспортирования к др.; для измерительных приборов - показатели точности, пределы измерений и т. д.

2. Показатели надежности и долговечности изделия.

Показатели надежности – показатели, которые отражают способность продукта со временем осуществлять требуемые функции в заданном режиме. Эти показатели характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Показатель надежности количественно характеризует одно или несколько свойств, составляющих надежность изделия. Показатель надежности может иметь размерность (например, наработка на отказ) или не иметь (например, вероятность безотказной работы).

Выделяют единичные и комплексные показатели надежности.

Единичный показатель надежности характеризует одно из свойств товара.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств, составляющих надежность продукции, т. е. не менее двух основных составляющих, например, безотказность и ремонтопригодность. Примером комплексного показателя надежности может быть коэффициент готовности, значение которого определяют по формуле:

Кr = Т/Т + Тв,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

Тв – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности).

К показателям надежности относятся:

· безотказность

· долговечность

· ремонтопригодность

· сохраняемость

Показатели безотказности – характеризуют свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

К показателям безотказности относятся: вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов и др.

Безотказность изделия характеризуется вероятностью его безотказной работы P(t) и численно определяется двумя значениями:

1) вероятностью безотказной работы за определенный промежуток времени — P(tp) ;

2) средней наработкой на отказ (или наработкой до первого отказа) — Tср .

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

Наибольшее распространение в исследованиях надежности получил показатель - интенсивность отказов. Он обозначается Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru (лямбда):

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

,где

n – число выбывших из строя изделий;

N – общее число изделий;

t^– среднее время испытаний.

Показатели долговечности – характеризуют свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

К показателям долговечности относятся:

· средний ресурс;

· назначенный ресурс;

· средний ресурс до списания;

· средний ресурс до капитального ремонта;

· гамма-процентный ресурс;

· срок службы, средний срок службы;

· срок гарантии и др.

Показатели ремонтопригодности – характеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

К показателям ремонтопригодности относятся:

· вероятность восстановления в заданное время;

· среднее время восстановления;

· интенсивность восстановления;

· среднее время простоя и др.

Ремонтопригодность изделия определяется средней длительностью (или трудоемкостью) ремонта.

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где Tср — наработка на отказ,

Трем — средняя длительность ремонта.

Показатели сохраняемости – характеризуют свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

К показателям сохраняемости относятся:

· срок сохраняемости;

· средний срок сохраняемости;

· гамма-процентный срок сохраняемости и др.

Исправное состояние объекта – это то, при котором он соответствует всем требованиям научно-технической и конструкторской документации. Несоответствие хотя бы одному из этих требований свидетельствует о неисправном состоянии.

Работоспособное состояние – это то, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует всем требованиям научно-технической и конструкторской документации. Несоответствие этим требованиям хотя бы одного параметра свидетельствует о неработоспособном состоянии объекта.

Предельное состояние объекта – это то, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении его работоспособного состояния.

Отказ – это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Отказ может возникнуть при наличии в изделии одного или нескольких дефектов, но появление дефектов не всегда означает, что возникает отказ.

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

Условные обозначения на рисунке:

1 – повреждение;

2 – отказ;

3 – переход объекта в предельное состояние из-за неустранимого нарушения техники безопасности, морального старения и других факторов;

4 – восстановление;

5 – ремонт.

3. Показатели технологичности продукции.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

К технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, стандартизации и унификации, блочность.

Трудоёмкость - показатель, характеризующий затраты рабочего времени на производство определённой потребительной стоимости или на выполнение конкретной технологической операции; показатель Т. является обратным показателю производительности труда, определяет эффективность использования одного из главных производственных ресурсов — рабочей силы. На величину Т. влияет ряд факторов: технический уровень производства (фондовооружённость труда и энерговооружённость труда, полезные свойства предметов труда, технология), квалификация работников, организация и условия труда, сложность изготовляемой продукции и др.

Материалоёмкость — расход материалов в расчете на натуральную единицу или на рубль стоимости выпускаемой продукции. Измеряется в физических единицах, в денежном выражении или в процентах, которые составляет стоимость материалов в общих издержках производства продукции, в себестоимости.

Энергоёмкость — величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.

Блочность– характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей.

Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации. Для примера приведем формулу для

определения коэффициента применяемости:

kпр=n-n0/n

где n – общее число типоразмеров составных частей,

n0 - число оригинальных типоразмеров.

Коэффициент повторяемости составных элементов в общем числе составных элементов данного изделия Кп(%) характеризует уровень унификации и взаимозаменяемость составных элементов товара определенного типа:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где N – общее количество составных элементов изделий;

n – общее количество уникальных типоразмеров.

Относительные показатели – это, например:

– коэффициент использования материалов

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru ,

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

- показатель удельной себестоимости

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru ,

где SУД – удельная себестоимость;

S – общая себестоимость изделия;

B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

Удельная себестоимость это просто средняя величина затрат, которая вычисляется путем деления величины полных затрат на количество единиц продукции, составляющих общий объем производства. С другой стороны, удельная себестоимость представляет собой сумму а) переменных затрат на единицу продукции и б) постоянных затрат на единицу продукции. Здесь важно запомнить, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, так как общие постоянные затраты, остающиеся неизменными при совершении ряда хозяйственных операций, распределяются по все большему числу единиц продукции.

Показатели технологичности промышленной продукции определяют свойства конструкции товара, которые устанавливают его приспособленность к достижению оптимальных расходов в процессе производства, применения и восстановления поставленных значений показателей качества и объема выпуска продукции. Эти показатели являются определяющими для показателей экономичности.

Технологичность продукции – приспособленность изделий к изготовлению применительно к известным освоенным технологическим процессам и оборудованию.

Технологичность конструкции – свойство, отражающее, насколько четко конструкция учитывает требования имеющейся технологии и системы освоения, производства, транспортирования и технического обслуживания изделия. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию длительности производственной деятельности и расходов материалов на всех фазах жизненного цикла продукта.

При проведении технологического контроля конструкторской документации технологи конструкторам навязывают идею унификации и стандартизации компонентов устройства в целях простоты и дешевизны организационно—технологической подготовки производства нового продукта.

Чем больше в новом устройстве унифицированных из имеющихся программ деталей и конструктивных частей, тем спокойнее и проще работать технологам и организаторам. Тем не менее, уровень патентоспособности и, соответственно, конкурентоспособности объекта можно увеличить лишь за счет использования современных способов и обеспечения высокой новизны устройства, что ведет к понижению уровня унификации и заимствования устройства. Поэтому технологичность как одно из самых сложных признаков качества объекта входит в противоречие почти со всеми другими признаками качества, т. к. совершенствование каждого из них занимает много времени и материалов.

Основные показатели технологичности конструкции:

1) удельный вес деталей с механической обработкой;

2) коэффициент межпроектной унификации (заимствования) элементов устройства;

3) коэффициент прогрессивности технологических процессов;

4) коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов.

Эти показатели влияют на массу и вес продукции, коэффициент употребления ресурсов и материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, подготовку к функционированию, техническое обслуживание и восстановление изделия, расходы по фазам жизненного цикла продукта.

Качество и расходы – различные составляющие продукта, между которыми имеется прямая связь. Например, чем выше качество, тем выше расходы на производство, но ниже – на потребление. Поэтому только экономические расчеты могут определить оптимальный уровень того или иного показателя качества и технологичности продукции.

Показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и (или) ее потребления (эксплуатации);

4. Показатели стандартизации и унификации продукции.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. (ГОСТ 15467-79)

Показатели стандартизации и унификации – показатели, которые отражают степень применения стандартных, унифицированных и оригинальных компонентов в составе продукта. Они характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Составные элементы в изделии могут быть следующими:

- стандартными, создаваемые на основе международных, региональных и национальных стандартов;

- унифицированными, создаваемыми на основе стандартов фирм;

- оригинальными, создаваемыми только для одного изделия.

- заимствованными, спроектированными как оригинальные для конкретного изделия и примененными в двух и более изделиях.

Основные показатели для оценки уровня стандартизации и унификации следующие:

1) коэффициент стандартизации и унификации;

2) коэффициент применяемости;

3) коэффициент повторяемости составных частей изделия.

Коэффициент стандартизации и унификации (показывает удельный вес стандартных, унифицированных и заимствованных элементов):

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

Gст - количество стандартных элементов в объекте;

Gун - количество унифицированных элементов в объекте;

Gз - количество заимствованных элементов в объекте;

Gj - общее количество элементов в объекте.

Коэффициент применяемости (показывает, какова доля наименований унифицированных, стандартных и заимствованных элементов в общем количестве наименований элементов в изделии):

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где: Нст - доля наименований стандартных элементов; Нун - доля наименований унифицированных элементов; Нз - доля наименований заимствованных элементов; Нj - общее количество элементов в изделии.

Так же коэффициент применяемости рассчитывают по числу типоразмеров, по составным элементам товара или в стоимостном выражении.

Коэффициент применяемости по количеству типоразмеров:

Типоразмер– такой объект производства (элемент, узел, машина, агрегат), который имеет конкретную конструкцию (свойственную только данному объекту), определенные показатели и величины и регистрируется отдельной позицией в колонку спецификации продукции.

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где n – совокупное количество типоразмеров;

n0 – количество уникальных типоразмеров, которые разработаны впервые для данного товара.

Коэффициент применяемости по составным элементам товара:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где N – общее количество составных элементов товара;

N0 – количество уникальных составных элементов товара.

Коэффициент применяемости по стоимостному выражению:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

где С – стоимость совокупного количества составных элементов товара;

С0 – стоимость количества уникальных составных элементов товара.

Коэффициент повторяемости отношение повторяющихся основных частей к общему количеству составных частей, и характеризует уровень унификации и взаимозаменяемость составных элементов товара определенного типа:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

G - общее количество элементов в объекте;

Н - общее количество наименований элементов в изделии.

5. Эргономические показатели продукции.

Эргономическими (от греч. ergon - работа, nomos - закон) называют свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления.

Эргономика - наука, комплексно изучающая деятельность человека в конкретных условиях с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации и потребления, в том числе и товаров.

Эргономические показатели – показатели, отображающие удобство и комфорт использования (потребления) и характеризующие систему «человек – изделие – среда использования».

Термины и определения по эргономическим показателям качества продукции определены ГОСТ 16035–70.

Эти показатели учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, поэтому выделяют следующие эргономические показатели.

1. Гигиенические – показатели, применяемые при установлении соответствия изделия гигиеническим требованиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием (температура, влажность, давление, излучение, вибрация, шум, освещенность).

Гигиенические показатели определяют соответствие изделия санитарно—гигиеническим нормам и назначениям. Эти показатели могут оценивать конструктивные и отдельные материалы изделия и среду замкнутого отсека (кабины), также являющегося деталью устройства. Гигиенические показатели характеризуют уровень освещенности, температуры, давления, влажности, напряженности магнитного и электрических полей, запыленности, излучения, шума, вибрации, токсичности, перегрузки (ускорений).

2. Антропометрические – показатели, применяемые при установлении соответствия конструкции изделия величине, форме и массы человеческого тела и его отдельных составляющих, входящих в контакт с изделием.

Физиологические и психофизиологические – показатели, применяемые при установлении соответствия изделия физиологическим особенностям (требованиям) человека и признакам работы его органов чувств:

1) соответствие устройства изделия силовым и скоростным особенностям человека;

2) соответствие конструкции изделия (величины, формы, яркости, контраста, цвета и пространственного положения объекта наблюдения) зрительным психофизиологическим особенностям человека;

3) соответствие изделия (формы и расположения изделия и его составляющих) осязательным особенностям человека;

4) соответствие изделия возможностям вкуса, обоняния и тактильного восприятия человека;

5) соответствие конструкции изделия, имеющего источник звуковой информации, слуховым психофизиологическим качествам человека.

4. Психологические – показатели, применяемые при установлении соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, психологическим качествам человека, отражающихся в требованиях психологии труда, общей психологии, инженерно—психологических требованиях и навыках человека, предъявляемых к продукции.

Научно—технический прогресс и развитие технологий вызвали оптимальное координирование устройств изделий с рабочими функциями человека. Так появилась наука эргономика, исследующая проектирование трудовой деятельности для оптимизации товаров, условий и процессов труда.

Повышение эффективности взаимодействия человека с изделием может достигаться совершенствованием условий труда и выражаться показателями производительности, безошибочности работы, точности, усталости человека. Эргономические показатели качества применяются при установлении соответствия изделия эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к величинам, габаритам, форме, цвету изделия и деталям его конструкции и т. п.

Эргономические показатели качества охватывают всю сферу факторов, воздействующих на работающего человека и используемые изделия. При исследовании рабочего места в расчет берется не только рабочее положение человека и его движения, дыхательные функции, восприятие, память, мышление, но и размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи данных и т. д.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника или расположение руля у велосипеда и т.п.

Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места принимается в расчет не только рабочая поза человека и его движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, но и размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации и т.д.

Эффективность взаимодействия человека с изделием может характеризоваться, например, показателями производительности, точности, безошибочности работы, утомляемости человека. Повышение эффективности взаимодействия человека с изделием достигается улучшением условий труда.

6. Эстетические показатели продукции.

Эстетические показатели — характеризуют художественность, выразительность и оригинальность формы объекта, гармоничность и целостность конструкции, соответствие формы и конструкции объекта среде и стилю, цветовое и декоративное решение объекта, художественное решение упаковки.

Основной закон художественного конструирования:

неразрывная связь функции, конструкции и формы, или иначе: единство функционального, конструктивного и эстетического.

Основные эстетические показатели:

1) Информационная выразительность

Характеризует следующие свойства объекта:

· знаковость – возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (товарный знак);

· соответствие моде – выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня;

· стилевое соответствие – отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу;

· оригинальность – наличие в форме изделия совокупности признаков, обуславливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу.

1. Рациональность формы

Характеризует следующие свойства объекта:

· функционально-конструктивная приспособленность – выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и применяемых материалов;

· целесообразность – выявление особенностей работы с объектом.

2. Целостность композиции

Характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.). Включает следующие свойства объекта:

· организованность объемно-пространственной структуры – выяснение логики построения формы объекта в соответствии с его назначением;

· тектоничность – выявление в форме объекта его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения;

· пластичность – обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого;

· графическая прорисованность формы – характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации;

· цветовой колорит – взаимосвязь и сочетание цветов.

3. Совершенство производственного исполнения объекта

Характеризует товарный вид объекта и определяет:

· качество выполнения видимых элементов формы;

· качество покрытий, отделку поверхностей;

· чистоту выполнения сочленений, округлений и сопряжений;

· соответствие художественно-конструкторскому замыслу;

· четкость исполнения фирменных знаков и указателей;

· правильность составления сопроводительной документации и информационных материалов.

7. Патентно-правовые показатели качества продукции.

Патентно-правовые показатели качества продукции характеризуют степень патентной защиты изделия в Российской Федерации и за рубежом, а также уровень патентной чистоты изделия.

По этим показателям определяется уровень патентно-правовой защиты изделия, который рассчитывается на основе безразмерных показателей патентной защиты и патентной чистоты.

Проверка патентной чистоты изделия проводится, как правило, в отношении стран предполагаемого экспорта и ведущих государств по его производству. В связи с территориальным характером действия патента рассматриваемый показатель должен определяться отдельно для Российской Федерации и для каждой страны предполагаемого экспорта.

В дополнение к рассмотренным показателям используется также показатель территориального распространения патентной чистоты данного изделия, определяемый в виде отношения числа стран, по которым изделие обладает патентной чистотой к числу стран вероятного экспорта изделий или возможной продажи лицензий.

Патентно-правовые показатели определяются при завершении разработки продукции и при се аттестации. При их определении следует учитывать:

1. наличие в изделии новых технических решений, на которые поданы заявки на изобретения;

2. наличие в изделии технических решений, защищенных авторскими свидетельствами на изобретения с приоритетом не более 10 лет, а также патентами или иными охранными документами в странах предполагаемого экспорта;

3. наличие регистрации промышленного образца и товарного знака в России, а также в странах предполагаемого экспорта.

Это является существенным фактором при определении ее конкурентоспособности.

Патентно-правовые показатели

Данные показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. К ним относятся показатели патентной защиты Пп.з. и патентной чистоты Пп.ч.

а) Показатель патентной защиты характеризует число и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, в том числе и созданных при его разработке.

Определяется отношением взвешенного количества составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами и патентами за рубежом, к общему количеству составных частей в изделии.

Показатель патентной защиты вычисляется по формуле:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

(2.21)

где П'п.з - показатель патентной защиты авторскими свидетельствами; П"п.з - показатель патентной защиты патентами за рубежом;

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

(2.22)

где Ki - коэффициент весомости составных частей (по группам значимости); N'i - число составных частей, защищенных авторским свидетельством (по группам значимости); N - общее число составных частей в изделии; S - число групп значимости;

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

(2.23)

где m - коэффициент весомости, зависящий от числа стран, в которых получены патенты, и от важности этих стран для экспорта изделия; N"i - число составных частей, защищенных патентами (по группам значимости).

Коэффициенты весомости Ki и m определяются экспертным методом.

б) Показатель патентной чистоты количественно характеризует возможность беспрепятственной реализации изделия в России и за рубежом.

Изделие обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если оно не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированные в этой стране.

Показатель патентной чистоты определяется отношением взвешенного количества составных частей изделия, не подпадающих под действие патентов в данной стране, к общему количеству составных частей в изделии:

Классификация продукциипо признаку количества показателей назначения для оценки их полезного эффекта(пример). - student2.ru

(2.24)

где Ni - число составных частей изделия, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); Ki - коэффициент весомости составных частей, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); N - общее число составных частей в изделии; S - число групп значимости.

Показатель патентной чистоты для изделий, обладающих патентной чистотой в отношении данной страны, равен единице.

Официальным документом, свидетельствующим о патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках. Товар обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране. При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации (СССР), а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта. Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.

8. Экономические показатели продукции.

Экономические показатели характеризуют не само качество изделия, а затраты на его разработку и изготовление, связанные с улучшением параметров изделия. Они характеризуют так же экономическую эффективность эксплуатации изделия или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

Экономические показатели могут быть разделены на две группы. Первую назовем условно-внутренними для фирмы, вторую — условно-внешними.

Условно-внутренние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с экономикой предприятия: себестоимость оцениваемых продуктов, рентабельность, экономический эффект и эффективность их создания и реализации, срок окупаемости и т.п.

Условно-внешние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с потребителем, его первоначальными затратами на приобретение, транспортировку, установку и наладку объекта, а так же все виды затрат потребителей при его использовании по назначению. Отметим, что мы рассматриваем все возможные виды таких затрат. Для конкретных продуктов они могут быть представлены значительно меньшим набором показателей.

В состав экономических показателей, в частности, включаются: себестоимость единицы продукции или работы, выполняемой с помощью изделия (машины) улучшенного качества, отдельные статьи эксплуатационных затрат (заработная плата персонала по обслуживанию, стоимость потребляемой электроэнергии, суммы амортизационных отчислений и т.д.).

Рассмотренные показатели позволяют дать экономическую оценку изделия на всех стадиях его жизненного цикла, включая разработку, изготовление, обращение и реализацию, эксплуатацию или потребление, а также стадию восстановления (ремонта).

Из общей совокупности экономических показателей обычно выделяют наиболее часто употребляемые при планировании и оценке качества изделий:

• себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;

• цена продукции;

• приведенные затраты на единицу продукции;

• относительный экономический показатель качества продукции, определяемый отношением затрат базового образца к соответствующим затратам оцениваемой продукции.

Экономические показатели характеризуют продукцию со сто­роны ее экономичности (себестоимость изготовления, продаж­ная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет це­на потребления, которая складывается из продажной цены и зат­рат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления существенно выше продажной це­ны (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузо­вика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самоле­та — примерно 11, бытового холодильника — 10, трактора — 25%).

Экономические показатели необходимо рассматривать как особый вид показателей при оценке уровня качества продукции, поскольку они тесно взаимосвязаны практически со всеми классификационными группами показателей.

Экономические показатели учитываются при определении комплексных (интегральных) показателей качества (например, себестоимость или цена, приходящаяся на единицу основного параметра изделия). Экономическим показателям отводится важная роль в определении и детальном анализе затрат на обеспечение качества изделия на разных стадиях его жизненного цикла.

Экономические показатели используются также при обосновании уровня цен на продукцию определенного уровня качества, а также при оценке экономической эффективности различных вариантов повышения, обеспечения и поддержания качества продукции.

Заключение

Понятие «качество» является многогранным. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально–психологических отношений, этических норм. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции.

Показатели качества продукции имеют разную классификацию по разным признакам. Так по количеству свойств, которые они отражают, бывают единичные показатели, комплексные и интегральные. По стадиям определения продукции в настоящее время выделяют такие показатели, как производственные, проектные, прогнозируемые и эксплуатационные.

Показатели качества продукции используются в зависимости от конкретных потребностей. Они должны являться определяющими для той или иной отрасли. Допустим, если целью является безопасность эксплуатации, то используется такой показатель, как безотказность.

Качество является непостоянной величиной, которая зависит от дисциплины труда, квалификационного уровня работников, а также уровня применяемой технологии и техники. Показатели качества продукции бывают частными и обобщающими. Последние показатели качества продукции характеризуют ее качество независимо от назначения и вида. А вот частные показатели продукции характеризуют потребительские и технические ее свойства предприятий разных экономических отраслей.

На предприятиях создаются, а потом внедряются системы качества, в основном, как средство, которое призвано обеспечивать проведение соответствующей политики в области достижения стратегических целей и качества.

Качество - это также степень, которая является пределом для того, чтобы совокупность своих собственных характеристик удовлетворяла требованиям. Характеристикой является отличительная особенность продукции, которая может быть количественной и качественной, присвоенной и собственной.

Список литературы.

1. ГОСТ 15467-79.

2. ГОСТ 22851-77.

3. Аристов О.В. Управление качеством – М.: ИНФРА-М, 2006 г. – 240 с.

4. Барт Т.В., Ефимов В.В. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: МИЭМП, 2006. -394с.

5. В.М. Мишин Управление качеством: Москва – 2005г.

6. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002г. – 205 с. (с. 23-24)

7. Мишин В.М. Управление качеством – М: Юнити-Дана, 2005 г. – 463 с. (с. 163-164)

8. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.- 174с.

9. Шевчук Д. А. Управление качеством : [учебник] / Д.А.

Шевчук. – М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

10. Электронная книга: http://fictionbook.ru/author/mariya_sergeevna_klochkova/upravlenie_kachestvom_shpargalka


Наши рекомендации