Инвалиды в истории культуры

Проблема взаимоотношений общества со своими более слабыми собратьями существовала с момента его зарождения. Отношение к аномальным лицам определялось культурными традициями, историческими условиями.

В условиях жизни первобытного общества в постоянной борьбе с природными силами выживали наиболее сильные группы и индивиды. Владея примитивными орудиями труда, люди боролись за выживание, тогда как индивидуумы с сильно выраженными, грубыми физическими и психическими недостатками такой возможности не имели. Таким образом, в условиях примитивного способа производства аномальные лица вследствие неприспособленности к борьбе за существование чаще всего погибали. Если же уровень развития производительных сил был настолько низок, что люди не имели избыточного продукта труда, то они искали способ освободить себя от бремени, лиц, не способных добывать пищу. Именно поэтому инвалидность представлялась в первую очередь как проблема социальная, преодоление которой достигалось самым примитивным способом. На уровне микрогруппы (семьи) с инвалидностью были связаны значительные затруднения, а воспитание ребёнка-инвалида являлось тягчайшим бременем. В этой связи проблема зачастую решалась превентивно, т.е. от детей-инвалидов избавлялись физически, вплоть до их умерщвлений. Подобное явление было не только в период возникновения доисторических культур, но и в гораздо более поздние исторические времена.

В Древней Греции начинают складываться две основные тенденции отношения человеческого общества к инвалидам: негативная и гуманная.

Так, в Древнем Риме, Спарте идеалом свободного человека был сильный воин, способный на любые физические испытания. Провозглашаемый культ здорового тела, формировал негативное отношение ко всем, кто не обладал такими качествами, в первую очередь – к инвалидам. О людях, имевших иные физические недостатки, говорили как о «бесполезных едоках».

Несколько иначе, чем в Спарте и Риме, складывалось отношение к инвалидам в Древних Афинах. Здесь идеалом становится свободный человек с разносторонними гуманитарными знаниями, способный познать мир и утвердиться в нём через познание своего собственного «я». Отсюда в Афинах полагали, что слепота ограничивает лишь восприятие внешнего мира, и по сравнению со зрячими, слепые имеют ряд преимуществ. Афиняне с особым уважением относились к инвалидам, имеющим образование, а неимущее из данной категории людей получали денежную помощь.

Ведущим фактором формирования общественного сознания в период средневековья явилась религия. В зависимости от того, как отдельные религии трактовали проблему физической неполноценности человека, определялась не только судьба инвалида, но и перспектива развития этих отношений в социуме.

Христианство призывало к милосердию, поощряло людей, оказывающих покровительство и помощь убогим и нищим. Не умея объяснить причины инвалидности, церковь объявляла её как «божью кару» за прежние грехи предков либо за прегрешения самого инвалида.

Отношение мусульманской религии к инвалидам сходно с христианской. Так, например, во многих мусульманских государствах и сегодня слепой расценивается как «святой» человек. Особой популярностью пользовались слепые дервиши, хорошо знавшие Коран и умевшие его толковать.

На Руси, начиная с Х века основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Владимир Уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц.

Большое значение в становлении общественной и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. В течение семи столетий «сирые» и «убогие» находились на попечении монастырей, мечетей и других религиозных учреждений.

Так, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Занимаясь вопросами призрения больных и нетрудоспособных, церковь одновременно касалась и решения их социальных проблем. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропитание, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяйственные работы.

Петр 1 один из первых разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления деятельностью монастырями. С 1701 по 1724 г.г. был издан целый ряд указов, посвящённых призрению в монастырях «престарелых, раненых, увечных офицеров и солдат.

Екатериной Великой в 1775 г. были учреждены приказы Общественного призрения. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишённых, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а её сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. В основу их деятельности были положены три основных принципа: самостоятельность благотворительных учреждений, привлечение к оказанию помощи местного населения, обеспечение этих учреждений средствами от пожертвований. В этот период поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечебных заведений частными лицами.

Наиболее активное развитие медицинской и социальной помощи наблюдалось в период земства. Открывались новые лечебные заведения, специализированные больницы – для умалишённых, для инфекционных больных. Начала оформляться и организационная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные столовые для обездоленных, трудовые мастерские. С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъём благотворительного движения. В этот период возникли частные и сословные благотворительные общества, создавались фонды, предназначенные для нужд общественного призрения. Каждое сословие на правах самоуправления заботилось об оказании помощи своим нетрудоспособным гражданам. Создавались научные общества, добровольные объединения врачей по оказанию бесплатной медицинской помощи, филантропические организации для помощи обездоленным, больным и инвалидам.

В 1871 году был открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения слепых. К концу 19 века в Ведомстве учреждений императрицы Марии были сосредоточены воспитательные дома, приюты для слепых, глухих, увечных, ряд больниц и другие лечебные учреждения.

В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестёр милосердия. У истоков первой из них – Крестовоздвиженской – стояли великая княгиня Елена Павловна и хирург И.Пирогов. В Крестовоздвиженской женской общине готовили сестёр милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя. Впоследствии этот опыт был распространён на другие общины сестёр милосердия, многие из их функций перешли к обществу Красного Креста.

С установлением Советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании социальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Новая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пенсий и разнообразных пособий, сначала – увечным воинам, а позже – при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности.

В 30-е годы 20 в. начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась система специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производственных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения. Создавалась протезная промышленность.

В 1917 году создан Всероссийский союз глухонемых (с 1926 г. Всероссийское объединение глухонемых, с 1959 г. Всероссийское общество глухих).

В 1925 году создано Всероссийское общество слепых. В 20 г.г. 20 в. было основано Всероссийское производственно-потребительское объединение инвалидов (с 1988 г. Всероссийское общество инвалидов).

Важным направлением социально-медицинской работы периода ВОв. и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов.

Характерными чертами социального обеспечения советского периода являлись его всеобщность, равное право на его получение, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах для престарелых и инвалидов.

Основные категории курса.

Слово инвалид в буквальном переводе с латинского (iuvalid) означает слабый, немощный. Первоначально инвалидность рассматривалась с медицинской точки зрения и определялась в терминах психологической, физиологической, анатомической нормальности или ненормальности человека, имеющего инвалидность. В русском языке это слово появляется в 18 веке в значении непригодный, неосновательный, недействительный и служило для характеристики лиц, кто вследствие ранения, болезни, увечья имел ограниченную жизнедеятельность.

Первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслужить. В 19 веке к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Понятие «инвалид» получает более широкое социальное толкование, включающее отношение между человеком, имеющим инвалидность, и обществом. Инвалидность стала интерпретироваться как временное или постоянное функциональное ограничение, которое приводит к сокращению возможностей социальной активности человека.

В настоящее время инвалидность всё более широко соотносится с нуждами и потребностями человека и способностью общества удовлетворять эти нужды и потребности. Инвалид – означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной социальной жизни в силу врождённого или приобретённого недостатка, её физических или умственных возможностей.

В ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» под инвалидомпонимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимается социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Полноценная жизнедеятельность– это система способов деятельности во всех её видах и формах соотнесения с условиями, в которых существует и действует индивид. Полноценная жизнедеятельность обеспечивает и полноценность функционирования человека.

Здоровье– состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Ограничение жизнедеятельности– отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Социальная недостаточность– социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная защита инвалидов– система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная помощь– периодические и регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная поддержка– одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

По мнению инвалида I группы, тяжесть инвалидности (Е.Терёшкин) – прямо пропорциональна степени увечья и обратно пропорциональна сумме мужества, целеустремлённости и доброты.

В современной научной литературе часто термин «инвалиды», «калека», «слепые» не употребляются для обозначения людей с физическими и патологическими дефектами из этических соображений, так как считается, что их применение к людям с нетипичной внешностью дискриминирует их права, оскорбляет их достоинство, внушает мысль о собственной неполноценности и тем самым препятствует нормальному процессу формирования личности. Чаще употребляются понятия «незрячие люди», «лица с ограниченными возможностями».

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

«Люди с ограниченными возможностями» – это люди, имеющие функциональные ограничения, не способные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья вследствие неадаптированности внешней среды к особым нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. М., 2005.

2. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М., 2003.

3. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М., 2007.

4. Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2004.

Лекция 2: Теоретические основы инвалидизации.

Цель лекции: Изучение научных концепций и моделей инвалидизации.

ПЛАН:

1. Научные концепции инвалидизации.

2. Модели инвалидности.

Наши рекомендации