Анализ результатов. Оценивается не только успешность выполнения, но и, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка

Оценивается не только успешность выполнения, но и, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается, как правило, в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, нередко даже кантом к середине изображения, может инертно «зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не способен воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки познавательной деятельности ребенка.

В ряде случаев ребенок может правильно сложить форму изображения, но при этом контуры изображения могут не совпадать. Так может быть при работе с изображением кастрюли и мяча. В данном случае можно говорить о том, что, хотя формальные характеристики изображения соблюдены, само изображение получается не полностью идентичным эталонному образцу. Особенно часто это проявляется при складывании изображения мяча. Именно на таких «частично» правильно сложенных изображениях возможно оценить такой показатель, как критичность. Безусловно, при этом следует учитывать возраст ребенка.

Достаточно распространенным является зеркальное складывание рисунка по отношению к эталону. Это возможно в изменении лево-правого направления изображения варежки, переворот собираемого изображения на 180 градусов (по отношению к эталону) остальных рисунков. Такое складывание не является ошибочным, но свидетельствует, как правило, о специфике межфункциональной организации мозговых систем и, соответственно, об особенностях сформированности пространственных представлений ребенка.

Часто складывание разрезанных картинок. Например, изображение, разрезанных на четыре равные прямоугольные части, вызывает трудности, в то время как аналогичные по сложности узоры Кооса в одноименной методике ребенок может складывать без затруднений. В этом случае можно сделать вывод о том, что ребенку проще обращаться с абстрактным материалом, нежели с конкретным. Эти особенности мыслительной деятельности ребенка(предпочтение оперирования формальными признаками) будут, как правило, проявляться и при работе с другими методиками. Выявление подобных обстоятельств вызывает необходимость уточнение гипотезы обследования, более тщательного анализа эмоционально-личностных особенностей ребенка и специфических особенностей его мышления.

Наши рекомендации