Сформулируйте и запишите проблему текста. Первая любовь — самая восторженная, самая искренняя, самая глупая, не тронутая ни жизненным опытом, в котором страсть уживается

Первая любовь — самая восторженная, самая искренняя, самая глупая, не тронутая ни жизненным опытом, в котором страсть уживается, пусть бескорыстно, с практичностью, ни рассудочным самоконтролем, который сдерживает проявление чувств. Валентин не боялся ошибиться, верил, что любовь победит, какие бы беды ни стояли у неё на пути, какие бы испытания ни принесла ей судьба. Настоящая любовь, наверное, единственная, к ней пойдёшь, отказав себе во всём, пойдёшь, не считая бессонных ночей, горестей и неудач. И, наверное, ни слабость в минуты усталости, ни насмешки не заставят тебя свернуть в сторону. Валентин верил, что не с неба прямо в руки падает любовь, а растёт, мужает, крепнет в будничных делах, пропитывает жизнь стремлением стать лучше, чем ты есть, желанием бороться за неё.

(По Л. Давыдычеву*)

* Лев Иванович Давыдычев (1927-1988) — русский советский писатель.

________________________________________________________

12. Укажите проблему, которая не рассматривается в этом тексте. ___________

Рассказывают, как на одной студии сдавали одночастевую заказанную картину про огуречную рассаду. На сдачу картины приехал заказчик, ответственное лицо ведомства, ведающего вопросами огуречной рассады. Картина ему понравилась. В научном и практическом отношениях никаких вопросов у него не возникло. Возник другой вопрос.

—Вот у вас в начале картины показывают лес, — сказал заказчик. — А в то же самое время играет оркестр. Он что, сидит в лесу?

Ну, тут все наперебой стали объяснять ответственному лицу, что такое специфика кино. Но гость стоял на своём.

—Вы не крутите. Вы мне скажите прямо — в лесу играет оркестр?

Все печально признались, что в лесу оркестр не играет. Пришлось заменить музыку фоном леса, птичками.

На студии рассказывают эту историю как анекдот. Но мне кажется, что, несмотря на некоторую прямолинейность, заказчик фильма об огуречной рассаде был носителем своеобразной правоты. В лесу не играет оркестр. И никто не поёт хором в разгар сабельной атаки. И закадровая песня, выражающая состояние души героя, возможна лишь при условии зрительской веры в существование и самого героя, и его души.

(По Ю. Визбору*)

* Юрий Иосифович Визбор (1934-1984) — советский автор-исполнитель песен (бард), поэт, один из основоположников жанра авторской песни; киноактёр, журналист, писатель, сценарист.

1) Проблема достоверности в искусстве. (Должно ли искусство достоверно отражать действительность?)

2) Проблема роли музыки в кинематографе. (Какова функция музыки?)

3) Проблема дилетантского отношения в искусстве. (Должен ли человек, не имеющий специальной подготовки, заниматься искусством?)

4) Проблема назначения искусства. (Какова главная цель искусства?)

13. Укажите правильную формулировку проблемы текста (без речевых ошибок). _______

Летняя наша жизнь в старом доме, в посёлке, кроме прочего счастливо отличается от городского быта, что вокруг — живая жизнь. С городской квартирой не сравнить. Там — пустыня.

У себя во дворе пытался я перечесть растения да травы, какие зеленеют, цветут, хотя бы самые заметные... Добравшись до сотни названий, оставил я это пустое занятие. Пусть их Бог считает да стережёт.

А про живность, какая летает, порхает да ползает, и говорить нечего. Нечаянный таракан в городскую квартиру забредёт, с ним — война: дави да трави! Крохотная моль перепорхнёт — вовсе смятенье. В старом доме, в просторном дворе его, — порядки иные: здесь жильцов — не счесть. И всем приюта хватает.

Правда, ласточки на веранде теперь уже не живут, хотя прилетают, щебечут; зато уж воробьёв — полный двор, по застрехам птенцов выводят. На колючей терновке — ненадёжное гнездо горлицы. Его и гнездом не назовёшь, какое-то решето. Рядом — скворцы, синицы, славки. Желтокрылая иволга – в густой кроне вяза. Дятел порой стучит, врачуя старые яблони. Птиц немало. А тварей помельче, их вовсе не счесть. Тяжёлые шмели, земляные да древесные пчёлы, янтарные осы, легкокрылые бабочки - от величественных махаонов, ярких крапивниц до всякой мелочи, кузнечики да сверчки, богомолы — «кобылки», солдатики, божьи коровки, муравьи, пауки, прочие букашки, которых не перечесть. Это лишь взгляду стороннему может показаться, что зелёный наш двор дремлет в безжизненном забытьи. Приглядись да прислушайся — всюду жизнь.

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (р. 1938) — русский прозаик и публицист.

1) Проблема того, чем жизнь в старом доме отличается от городского быта.

2) Проблема невнимательного отношения человека к природе.

3) Возможно ли перечесть все растения и всю живность, которые цветут и обитают около загородного дома?

4) Проблема о восприятии природы человеком.

14. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена пересказом. _____

Солнце... И необычная тишина. Непонятное молчание. Утро первого дня войны...

Наша соседка, жена военного, вышла во двор вся в слезах. Она что-то шепнула маме, но показала знаками, что надо молчать. Все боялись произнести вслух то, что случилось, даже тогда, когда уже знали, ведь кому-то уже успели сообщить. Но они боялись, чтобы их не назвали провокаторами. Паникёрами. А это страшнее войны. Они боялись... Это я сейчас так думаю... И, конечно, никто не верил. Что вы! Наша армия на границе, наши вожди в Кремле! Страна надёжно защищена, неприступна для врагов! Это я тогда так думал...

Крутили радио. Ждали выступления Сталина. Его голос был нужен. Но Сталин молчал. Потом выступил Молотов... Все слушали. Молотов сказал: «Война». Всё равно ещё никто не верил. Где Сталин?

Налетели на город самолёты... Десятки незнакомых самолётов. С крестами. Они закрыли небо, закрыли солнце. Ужас!! Посыпались бомбы... Беспрерывно слышались взрывы. Треск. Всё происходило как во сне... Не наяву... Я уже был не маленький, я запомнил свои чувства. Свой страх, который расползался по всему телу. По всем словам. Мыслям. Мы выскочили из дома, бежали куда-то по улицам... Мне казалось, что города уже нет, одни развалины. Дым. Огонь. Кто-то сказал: надо бежать на кладбище, потому что кладбище бомбить не будут. Зачем бомбить мёртвых? И все бросились туда, там собрались тысячи людей. Они обнимали камни, прятались за плитами.

Там мы с мамой просидели до ночи. Никто вокруг не произносил слово «война», я слышал другое слово — «провокация». Его повторяли все. Разговоры были такие, что вот-вот наши войска перейдут в наступление. Сталин дал приказ. И в это верили.

(По С. Алексиевич*)

* Светлана Александровна Алексиевич (р. 1948) — прозаик, сценарист, драматург, публицист.

1) Сколько произведений посвящено Великой Отечественной войне! И в каждом из них звучит проблема душевного состояния человека в условиях войны, в условиях этой страшной трагедии. Эту же проблему мы видим в тексте С.А. Алексиевич.

2) Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? Этим вопросом задаёшься после прочтения отрывка из произведения С.А. Алексиевич.

3) Текст С.А. Алексиевич посвящён проблеме неготовности людей поверить в то, что началась война, страха произносить это слово вслух, чтобы их не назвали провокаторами, нежелания верить в слова правительства о начале войны и надежды на советские войска, которые защитят от немецких бомбёжек.

4) Повествуя о первых днях начала Великой Отечественной войны, С.А. Алексиевич затрагивает проблему веры советских людей в своё правительство, в его способность защитить от этой трагедии.

15. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена позицией автора. ____

Отыскались неизвестные записи Владимира Яхонтова, замечательного чтеца. Голос его был записан на диски ещё до войны. Диски оказались в состоянии неважном. Переписали на магнитную ленту — звучание улучшилось. Но подряд стихотворения давать нельзя: одно звучит ярко, другое — матово, одно — выше, другое — ниже. Передачу можно было построить, проложив между отдельными записями другой голос. Поручили это дело мне. После перехода на другой тембр дефекты записи Яхонтова уже не слышны. Пустили передачу в эфир — годится! Хотели включить записи в «золотой фонд» - не прошли. Не то качество записей Яхонтова. «Вас можно в «золотой фонд». А Яхонтова нельзя».

Но ведь его нет на свете! И другого Яхонтова нет и не будет! Это всё равно что выбросить рукописи Пушкина из Пушкинского дома на том основании, что они дошли до нас в черновом виде и написаны Пушкиным не на машинке и не с одной стороны листа. Вот день, когда мне было стыдно, что я гожусь в «золотой фонд». Мне было стыдно «годиться»!

(По И. Андроникову*)

* Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

1) Долговечна ли актёрская слава? Этим вопросом задаётся И. Л. Андроников, когда сталкивается с нежеланием включить записи известного чтеца В. Яхонтова в «золотой фонд».

2) И.Л. Андроников затрагивает проблему отношения общества к знаменитостям. Автора беспокоит то, почему это отношение меняется, как только знаменитые люди сходят со сцены.

3) Работая на телевидении, автор текста столкнулся с проблемой оценки таланта современниками.

4) Проблема текста заключается в том, что современники часто поступают жестоко по отношению к гению, забывают о нём, когда он уходит из жизни.

Наши рекомендации