Методика изучения отношения к учению и учебным предметам.

Цель: провести качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения в старшем подростковом возрасте и в ранней юности.

Ход работы

Инструкция: необходимо выполнить следующие указания:

1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

а) любимые

б) нелюбимые

2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.

№ п/п Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что
    Данный предмет интересен Нравится, как преподает учитель Его нужно знать всем Он нужен для будущей работы Он легко усваивается Он заставляет думать Он считается выгодным Он требует сообразительности Он требует терпения Он занимательный Товарищи интересуются им Интересны отдельные факты Родители считают его важным У меня хорошие отношения с учителем Учитель часто хвалит меня Учитель интересно объясняет Получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету необходимы для поступления в институт Он способствует развитию общей культуры Он влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто интересно Данный предмет не интересен Не нравится, как преподает учитель Его не нужно знать всем Он не нужен для будущей работы Он трудно усваивается Он не заставляет думать Он считается невыгодным Он не требует сообразительности Он не требует терпения Он незанимательный Товарищи не интересуются им Интересны только отдельные факты Родители не считают его важным У меня плохие отношения с учителем Учитель редко хвалит Учитель неинтересно объясняет Не получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт Он не способствует развитию общей культуры Он не влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто неинтересно

3. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу быть грамотным.

1. Хочу быть полезным гражданином.

2. Не хочу подводить свой класс.

3. Хочу быть умным и эрудированным.

4. Хочу получить полные и глубокие знания.

5. Хочу научиться самостоятельно работать.

6. Все учатся, и я – тоже.

7. Родители заставляют.

8. Нравится получать хорошие оценки.

9. Чтобы похвалил учитель.

10. Чтобы товарищи со мной дружили.

11. Для расширения кругозора.

12. Классный руководитель заставляет.

13. Хочу учиться.

Интерпретация результатов.

В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Психология «трудного подростка»

Цель: изучение отклоняющегося поведения «трудных» подростков, диагностика и пути коррекции поведения; овладение методикой определения свойств характера.

Основные понятия: «трудный» подросток, акцентуация характера, стили семейного воспитания, референтная группа, ригидность, конформность, инфантильность.

Вопросы для собеседования

1. Причины поведения «трудных» подростков как крайние проявления общих закономерностей развития личности в этом возрасте:

а) ошибки в семейном воспитании и появление отклоняющегося поведения у подростков;

б) изолированность в классном коллективе как причина появления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте;

в) биологические предпосылки нарушения поведения у некоторых «трудных» подростков.

2. Диагностика «трудного» подростка.

3. Пути коррекции отклоняющегося поведения «трудных» подростков.

Литература

Основная

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – С. 30–136.

2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 242–247.

3. Мир детства: подростки. – М.: Просвещение, 2989. – С. 96–114.

4. Немов Р.С. Психология образования. Кн. 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – С. 181–193.

5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Просвещение, 1987. – С. 122–133.

6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 28–34.

Дополнительная

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992. – С. 146–187.

2. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты, параноик! – М.: новая школа, 1994. – С. 5–56.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – С. 77–82, 135–147, 184–189.

4. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – С. 433–463.

5. Фонтана Д. Ваш ребенок растет. Кн. 2. – М.: Новости, 1994. – С. 296–325.

6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Просвещение, 1990. – С. 107–156.

Задание на СРС:

Конспектировать: Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987 (Подростковый возраст. - С. 122-133).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации