Отношение к учебным предметам

Из учебных предметов классу нравятся: математика, иностранный язык, информатика, физкультура; не нравятся: физика, химия, биология, история.

Наиболее важными критериями при выборе учебных предметов являлись следующие: доступное изложение знаний учителем, увлекательность в проведении урока, умение учителя привести примеры из жизни, обилие новой информации (новизна), развитие на уроке мышления и интеллекта. Высокие требования предъявляются учениками и к уровню развития интеллекта учителя.

Наиболее положительно ученики оценили математику. Резко негативно по всем группам мотивов учащиеся оценивают химию. Напомним что средние отметки в классе по данному предмету - «тройки». Ученики считают, что знания по данному предмету никоим образом не пригодятся в жизни.

Можно предположить, что учитель химии просто не может дать положительную мотивацию ученикам того, что химия важна в жизни, что знания по данному предмету действительно пригодятся ученикам в дальнейшем. Также ученики отмечают и недоброжелательность учителя по отношению к ним. Можно рекомендовать пересмотреть учителю свои педагогические и методические установки, более комплексно подходить к преподаванию предмета.

Класс активно участвует в жизни класс и школы, в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, организуют классы на участие в школьных конкурсах, и театральных мини–постановках.

Общий уровень дисциплины – средний. Злостных зачинщиков в классе нет. В основном, шумно на уроках бывает из-за активных дискуссий учеников, каждый из которых отстаивает свою позицию.

Кроме того, в классе есть свои весельчаки, которые на уроках смешат одноклассников (отвлекают педагога от объяснения).

Дисциплина поддерживается методом контроля. Оценки за плохое поведение и записи в дневники не практикуются педагогами.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Исходя из анализа полученных результатов, оказалась необходимой организация работы по формированию навыков общения между подростками. Мы разработали программу тренинга общения между подростками.

Методические рекомендации. Программа тренинга общения включает в себя следующие темы:

· знакомство с психологическими характеристиками личности с обсуждением примеров из художественной литературы);

· теория ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогическое и монологическое общение, доверительность в общении, проблема манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.

Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал и рассчитаны на группы в 8—9 человек одного возраста. Продолжительность одного занятия около 3 ч. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе.

Мы воспользовались предложенными методическими рекомендациями, адаптировав их к испытуемым.

Первое занятие. Знакомство участников группы друг с другом, с проблемами, которые испытывают окружающие. Игра «Снежный ком». Участники говорят свое имя и прибавляют одно отрицательное качество, которое они хотели бы искоренить в себе.

Далее начинается обсуждение целей групповых занятий, особенностей позиции психолога: он не всегда высказывает свое мнение, предоставляя право решать группе, провоцирует участников на нужные реакции, может говорить неприятные вещи, которые действуют как горькое лекарство, он никого и ни за что не осуждает, оценивает не личность участников, а только выполняемое в рамках группы задание. При этом психолог гарантирует позитивные сдвиги в сфере общения каждому из участников и делает это очень убедительно, так как именно психолог является подлинным центром группы и заражает ее своей уверенностью в положительных результатах.

После любого упражнения необходим разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта. Далее следует работа по теме «Описание своих достоинств и недостатков». Каждый член группы немного рассказывает о том, каковы сильные и слабые стороны его личности. Как правило, на первом занятии участники описывают себя всего в трех-четырех категориях, причем у некоторых описание недостатков возможно будет преобладать. Поэтому психолог может попросить других членов группы дать кому-либо из таких участников положительную характеристику из того, что сразу бросается в глаза. Это способствует сплочению группы и повышает самооценку тех, кто нуждается в этом.

Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь» дает возможность оценить ситуативный аспект самооценки. Участники группы должны припомнить, в каких случаях они чувствовали себя успешными и удачливыми, а когда — никчемными неудачниками. Общение с кем привело их к такой мысли? Кто был хозяином ситуации? Что помешало достижению успеха? Надолго ли сохранилось в памяти воспоминание об этой ситуации?

Все это является базой для первого домашнего задания: составить перечень своих психологических качеств.

Второе занятие. Обсуждается роль общения в повседневной жизни и необходимость специальной работы, обучение навыкам эффективного общения. Рассматриваются уровни и позиции в общении.

Занятие начинается с упражнения «Попадаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение домашнего задания с точки зрения полноты списка психологических качеств, перечисленных участниками, уровня самооценки, качеств, которые являются положительными в их глазах. При этом психолог держит в руках собранные домашние задания и, не называя имен, прочитывает ответы, которые затем обсуждаются.

От качеств, присущих разным людям, переходим к уровням общения по А.Б. Добровичу: примитивный, манипулятивный, игровой, деловой, духовный.

Обсуждаются примеры, приводимые участниками из своего опыта.

В каких ситуациях используются преимущественно низшие уровни общения?

Выполняют ли они какую-нибудь полезную функцию?

В чем преимущества высших уровней общения?

Обсуждение позиций в общении может быть предварено каким-либо литературным примером из произведений А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, т. е. цитатой, близкой той или иной аудитории. Теоретическое обоснование выделения позиций Ребенка, Родителя и Взрослого можно найти в книгах Э. Берна и А. Б. Добровича. Участники группы приводят примеры разных соотношений этих позиций. Обсуждается неизбежность конфликта при сочетании позиций Родитель — Взрослый, Родитель — Родитель, Ребенок — Ребенок и, соответственно, смена позиций при необходимости найти эффективное его разрешение.

Далее следует проигрывание конфликтных ситуаций, которые предлагают участники группы. Они сами распределяют роли, которые хотят играть, и в течение приблизительно 5—8 мин продумывают реплики. Затем происходит проигрывание сцен, и после каждых двух-трех проводится обсуждение:

Что ведет к разрешению конфликта, а что заводит ситуацию в тупик?

Третье занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения.

Стереотипы поведения — это роли, которые мы играем во взаимоотношениях с другими людьми. Например, в отношениях друзей поддержка друга не есть поддержка правого мнения; в отношениях родитель — ребенок хорошая мать обязана проявлять заботу, осуществлять контроль над поведением, следить за школьными оценками, материально обеспечивать, не обязана быть подругой своему ребенку, поэтому доверительные отношения между отцами и детьми воспринимаются как привлекательная редкость. Отношения начальник — подчиненный, покупатель — продавец, преподаватель — студент, учитель — ученик, библиотекарь — читатель — все это примеры стереотипов поведения, т. е. сложившихся в обществе требований по отношению к поведению тех или иных его членов.

Затем проводят обсуждение функций стереотипов и спрашивают мнение участников. Маски — более примитивные образования, они менее структурированы и больше связаны с контекстом ситуации: маска сочувствия, маска клоуна, маска дружелюбия, маска волка или зайца помогают нам достойно разрешить ту или иную ситуацию. Выход за рамки ролевого поведения необходим в случаях кризиса: рано или поздно человек перерастает эти рамки; возможен конфликт между ролями, которые приходится играть одновременно.

Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.

Домашнее задание — прочитать книгу Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Наши рекомендации