Методика изучения эмоционального отношения к учению А.Андреевой.
Автор: Андреева А.Д.
Цель:изучение познавательной активности, тревожности и негативных эмоций в ходе учебной деятельности.
Область применения: от 13 до 16 лет.
Оборудование: бланки опросника, содержащие инструкцию и тексты опросника, лист ответов, ручка или карандаш.
Описание методики: методика представляет собой модификацию личностного опросника Ч.Спилбергера. Вопросник делится на две части (по 30 вопросов).
1 часть – оценивает обычное состояние подростка: шкалы учебно-познавательной активности, тревожности, негативных эмоций, характеризующие личностные свойства субъекта.
2 часть – описывает или оценивает самочувствие подростка на уроках в школе: эти же шкалы, но в отношении состояния учащегося в конкретный момент (на уроке). Вторую часть можно использовать для изучения эмоционального отношения к определенному предмету или, после усреднения нескольких измерений, для изучения общего эмоционального отношения к учению.
* На каждый вопрос (утверждение!) предполагается 4 варианта ответа: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда».
Организация обследования:индивидуальная или групповая.
Процедура обследования: Каждый испытуемый получает по 2 индивидуальных расходных бланка (для ответа по шкалам ЭОУ-1 и ЭОУ-2). После заполнения регистрационных данных (на каждом из бланков!) учащихся знакомят с инструкцией. Заполнение бланков идет в следующей очередности: сначала заполняется бланк ЭОУ-1 (более устойчивые, личностные аспекты отношения к учению), затем бланк ЭОУ-2 (эмоциональные, ситуативные аспекты отношения школьника к конкретным обстоятельствам «здесь и теперь»).
Инструкция:
ЭОУ-1: «Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком на бланке ответов одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы».
ЭОУ-2: «А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе».
Обработка результатов:проводится по ключу.
3 шкалы:
1. Тревожность.
2. Познавательная активность.
3. Негативные эмоции.
Для подсчетов используется четырехбалльная шкала:
Почти никогда = 1 балл
Иногда = 2 балла
Часто = 3 балла
Почти всегда = 4 балла
!!!В тесте присутствуют инвертированные пункты: (т.е. вес баллов считается в обратном порядке (1=4, 2=3, 3=2, 4=1))
Интерпретация: анализируется 6 показателей.
Средние значения:
10 – 20 баллов– низкие показатели;
20 – 30 баллов– средние показатели;
30 – 40 баллов– высокие показатели.
1) Сравниваются попарно показатели первой части и показатели второй части.
** пр: если тревожность в жизни высокая, а в школе низкая, то это может значить, что
школа ребенку безразлична, школа не является значимой ситуацией.
Если наоборот, то, скорее всего, в школе ребенок чувствует себя некомфортно, и т.п.
2) Сравниваются показатели внутри частей.
3) Сравниваются: комбинация показателей 1 части с комбинацией показателей 2 части.
Билет 46.
Шкала социально-психологической адаптивности.
Автор:Снегирева Т.В.
Цель:изучение особенностей личностной саморегуляции.
Область применения: с младшего школьного возраста (6–7 лет) до 17–18 лет (проводится только на школьниках).
Организация обследования: с младшими школьниками – только индивидуально; с более взрослыми – можно в группе.
Описание методики: Шкала социально-психологической адаптивности (шкала СПА) разработана К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой.
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение.
Шкала состоит из 101 утверждения с 7 вариантами ответа:
1 – совершенно ко мне не относится.
2 – не похоже на меня.
3 – пожалуй, не похоже на меня.
4 – не знаю.
5 – пожалуй, похоже на меня.
6 – похоже на меня.
7 – точно про меня.
→ 37 утверждений соответствуют критериям социально-психологической адаптивности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.);
→ 37 утверждений соответствуют критериям дезадаптивности(неприятие себя и других, наличие защитных «бырьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов);
→ 28 высказываний – нейтральны. В их число включена также контрольная шкала («шкала лжи»).
Инструкция: «На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, в зависимости от того, в какой степени оно характерно для Вас».
Обработка результатов: проводится по ключу, в 2 этапа.
1 3 шкалы:
1. Показатель адаптивности (i(+))
2. Показатель дезадаптивности (i(–))
3. «Шкала лжи»: критическое значение = 5
** Остальные вопросы – фоновые.
Вычисляется:
- коэффициент социально-психологической адаптивности:
Kа = ∑i(+)5,6,7 + ∑i(–)1,2,3 (1)
При вычислении ∑i(+)5,6,7 ответы 1,2,3,4 = 0 баллов; ответы 5,6,7 = 1 балл.
При вычислении ∑i(–)1,2,3 ответы 1,2,3 = 1 балл; ответы 4,5,6,7 = 0 баллов.
- коэффициент дезадаптивности:
Kд = ∑i(+)1,2,3 + ∑i(–)5,6,7(2)
(Баллы высчитываются аналогично)
При подсчете KаиKд за каждое совпавшее с ключом утверждение ставится 1 балл.
2 Подсчитываются результаты по каждому фактору:
1. Приятие себя (i(+)) ––– Неприятие себя (i(–)) (max=54 балла)
2. Приятие других (i(+)) ––– Конфликт с другими (i(–)) (max=39 баллов)
3. Эмоциональный комфорт (i(+)) ––– Эмоциональный дискомфорт (i(–)) (max=42 балла)
4. Ориентация на внутренний контроль (i(+)) ––– Ожидание внешнего контроля (i(–)) (max=66 баллов)
5. Доминирование (i(+)) ––– Ведомость (i(–)) (max=27 баллов)
6. Уход от проблем (i(+)) (max=15 баллов)
При подсчете факторов используется формула (1), но за ответы…
- для i(+)в позиции 5 начисляется 1 балл; 6 – 2 балла; 7 – 3 балла.
- для i(–) в позиции 1 начисляется – 3 балла; 2 – 2 балла; 3 – 1 балл.
интерпретация результатов:
1 Средний индекс…
Kа (иKд)для старшеклассников – от 39 до 44 баллов.
Более 44 баллов – высокая адаптивность/дезадаптивность.
Менее 39 баллов – низкая.
2 Факторы интерпретируются качественно, т.е. необходимо вычислить выраженность того или иного фактора в процентах (от максимума для данного фактора).
+ строится профиль.
Билет 47.