Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики
Еще в VI веке до н. э. заметили, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.
Существуют две истории развития психики.1. Филогенез– историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).2.Онтогенез– развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни.
Психика -свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемые от субъекта образ этого мира, с помощью которого он регулирует свое поведение и деятельность. Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Для объясн-я возникновения психики в филогенезеЛеонтьев предлагает теорию деятельности. Деят-ть – процессы осущ-щие активное отнош-е субъекта к дейст-ти. Объективным критерием появления психики он считал чувствительность, т.е способность организма реагировать на биологически нейтральные, абиотические свойства среды(н-р шорох в кустах). Где есть чувствительность, там есть психика.
Стадии развития психики:1 Элементарной чувствительности или сенсорной психики. Осн. формой отражения на этом этапе являются ощущения, а формой поведения – таксисы ( механические движения, перемещения; врожденный видовой опыт животных), инстинкты, рефлексы (если сформирована кора) – простейшие моллюски, кольчатые черви; 2. Перцептивной психики – основная форма отражения – предметное восприятие. Включает высших позвоночных: птиц и некот. млекопитающих. Здесь уже можно обнаружить элемен-е формы мышления, готовность к научению, к усвоению способов решения задач, их запоминанию и переносу в новые условия. 3. Интеллекта, осн. форма отражения – отражение межпредметных связей ( наглядно - действенное мышление и обобщение). Эта стадия выявлена у приматов, они умеют обобщать, но не умеют абстрагировать. Осн. форма поведения – интеллектуальная.
Отечественный зоопсихолог Фабри выделил две стадии развития психики в филогенезе: 1.Стадия сенсорной психики, которая подразделялась на низший (животные обладают развитой раздражимостью и элементарной чувствительностью – простейшие) и высший уровни (появляются ощущения, важные орган – челюсти и способность к формированию простейших рефлексов). 2.Стадия перцептивной психики, которая подразделялась на низшие ( отражение происходит в форме образа предметов, формирование двигательных навыков – рыбы, насекомые), высшие (элементарные формы мышления, решение задач, хорошая способность к научению – птицы, млекопитающие) и наивысшие (для приматов, собак, дельфинов – фаза интеллекта) уровни.
Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. У обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.
Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
Основными функциями психикиявляются:• отражение;• регулирование;• сохранение целостности организма.Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.