Проблема зарождения психики. Этапы развития психики в филогенезе.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психики, начиная от простейших и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому ее сейчас называют концепцией Леонтьева-Фабри.

Вся история психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд уровней. Выделяются две стадии: элементарной сенсорной психики и перцептивной психики.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития взаимодействуют друг другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительности организма. Эта деятельность в свою очередь способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики включает в себя два уровня низший и высший. Этот этап развития характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящий за пределы простейших ощущений. Стадия элементарной сенсорной психики связана с выделением

у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предмета внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и у некоторых высших живых существ. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой ноли.

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира, например, жгутиковые, а с другой стороны, встречаются сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям этой

группы животных относятся простейшие. Хотя некоторые высокоорганизованные простейшие (из числа инфузорий) поднялись уже на более высокий уровень элементарной сенсорной психики.

Низший уровень элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость. Чувствительность как способность реагировать на биологически центральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

На низшем уровне элементарной сенсорной психики поведение животных выступаете достаточно разнообразных формах, но все это примитивные проявления психической активности. Простейшие активно реагируют на изменения в окружающей их среде, причем реагируют на биологически непосредственно незначимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий среды. То есть, простейшим свойственна

элементарная форма психического отражения - ощущуние. Реакция простейших на температуру- это зарождение психического отражения. Степень и качество психического отражения определяется тем, насколько развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения. У простейших есть разнообразные формы

передвижения в водной среде, но только на самом примитивном уровне инстинктивного поведения. Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами таксисов, позволяющими животному избегать неблагоприятные внешние условия.

Высшего уровня элементарной сенсорной психики достигло большое количество многоклеточных беспозвоночных. Это живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, они характеризуются появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Даже у самых примитивных представителей многоклеточных

животных создались принципиально новые условия поведения в результате появления качественно новых структурных категорий-тканей, органов, систем органов. Это и обусловило возникновение специальной системы координации деятельности этих многоклеточных образований и усложнившегося взаимодействия организма со средой - нервной системы. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно-рефлекторные связи. На этом уровне существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Многощетинковые кольчатые черви относятся к наиболее развитым в психическом отношении низшим беспозвоночным. Их поведение отличается большой сложностью и представляет собой интерес в том смысле, что содержит ряд элементов психической деятельности, присущей более высокоорганизованным животным.

Ведущим для развития психической деятельности являются конкретные условия жизнедеятельности животного: характер его взаимоотношений и взаимоотношений и взаимодействий с окружающей средой.

Как и на более низком уровне эволюционного развития, пространственная ориентация совершается на высшем уровне элементарной сенсорной психики, преимущественно на основе примитивных таксисов. Но с усложнением жизнедеятельности организмов возрастают и требования к локации биологически значимых компонентов среды по их биологически незначимым признакам. Возникает необходимость более сложного таксисного поведения, позволяющего животному достаточно четко и дифференцированно ощущать и реагировать. Именно этим и отличаются животные высшего уровня элементарной сенсорной психики.

У высших представителей впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения. Здесь опять подтверждается правило, что высшие формы поведения зарождаются на низших стадиях психической деятельности. Главная функция еще примитивной нервной системы в координации внутренних процессов жизнедеятельности в связи со все большей специализацией клеток и новых образований — тканей, из которых строятся все органы и системы многоклеточного организма. Внешние же функции нервной системы определяются степенью внешней активности, которая у этих. животных находится на еще не высоком уровне, зачастую не более высоком, чем у высших представителей простейших. Вместе с тем строение и функции рецепторов, как и внешняя деятельность нервной системы значительно усложняются у животных, ведущих активный образ жизни. Особенно это относится к свободно живущим, активно передвигающимся формам. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на перцептивной стадии. Она включает в себя низший и наивысший уровни.

Перцептивная психика является высшей стадией психического отражения. Она характеризуется изменением строения деятельности. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде оформленных, расчлененных на детали в восприятии, на образы целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения, в виде сложных изменчивых двигательных навыков.

Развитой оказывается и двигательная активность, включая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также членистоногие, и головоногие моллюски, насекомые.

У насекомых в связи с переходом к жизни в воздушной среде впервые появился и новый способ передвижения - полет с помощью крыльев.

В соответствии со сложной и высокодифференцированной организацией двигательного аппарата находится и сложное строение центральной нервной системы насекомых. На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих животных. Так, основную роль играет ориентация поведения по-прежнему по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым: предметное восприятие играет еще подчинительную роль в общем поведении. Но уже на этом уровне четко выражен активный поиск положительных раздражителей, т.е. положительное таксисное поведение получает мощное развитие. Высший уровень перцептивной психики включает высших птиц позвоночных и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь уже есть готовность к научению, к усвоению способов решения задач, их запоминанию и переносу в новые условия, хотя и в ограниченных пределах.

У высших беспозвоночных уже в полном объеме представлена категория поведения. Речь идет об общении, которое у них проявляется иногда и в очень сложных формах подлинного группового поведения. А общение появляется только тогда, когда контакты между животными начинают осуществляться посредством специальных сигнальных действий. Например, очень

сложная система общения у птиц.

На уровне перцептивной психики встречается и сложное территориальное поведение, животное - хозяин своим видом, голосом, запахом дает знать сородичам о своем присутствии на занятом участке.

Важную роль при этом играет «маркировка местности», т.е. нанесение пахучих или иных меток на разные объекты, особенно на периферии участка. Существенным признаком территориального поведения является защита участка хозяином.

На высшем уровне перцептивной психики появляется манипуляционная

активность. Прогрессивное развитие дополнительных двигательных функций передних конечностей являлось и является важнейшим фактором психического развития.

В полном соответствии с высокоразвитыми эффекторными системами высших позвоночных находится и высокий уровень их сенсорных способностей. Наибольшее значение имеют органы слуха и равновесия.

Способность высших позвоночных к предметному восприятию, способности к анализу и обобщению, а тем самым к формированию представлений являются важной предпосылкой образования сложных навыков, которые составляют основное содержание индивидуального опыта не только в сенсорной, но и в эффекторной сфере.

У высших позвоночных особой сложности достигают и процессы общения. Как и у других животных средства коммуникации включают у них элементы различной модальности.

Особенно высокого уровня развития достигает у высших позвоночных инстиктивное поведение, выражающееся в ритуализированном общении животных.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны.

Их восприятие внешнего мира носит образный характеру научение происходит через механизмы подражания и переноса. Итакой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности

животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная фаза. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий.

Между психикой животного и человека существует разница, прежде всего в сознательной деятельности. Сознание формируется в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур деятельности общения.

Сознание - высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми.

Наши рекомендации