Участие ОВД в разрешении этнических конфликтов
Этнические или межнациональные конфликты являются одним из наиболее распространенных типов конфликтного взаимодействия современности. В различных уголках планеты вспыхивают очаги межнационального противостояния, достигающие различного уровня интенсивности и степени масштабности. Не обошло стороной это явление и нашу страну. Уже на последних этапах существования СССР были заметны признаки обострения межнациональных отношений. «Первой ласточкой» стали события в столице тогда еще советского Казахстана Алма-Ате в 1985 г., затем в 1988 г. вспыхнула война между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, начались межэтнические столкновения в Баку, Приднестровье, Средней Азии, на Северном Кавказе. Можно теперь с уверенностью отметить, что в силу ряда причин все эти конфликты приобрели характер неуправляемости и хаотичности и явились одной из главных причин распада Советского Союза на рубеже 1980-1990-х годов.
Нынешняя Россия, являясь самым крупным государством из числа бывших республик Союза ССР, во многом повторяет его национально-территориальную конфигурацию и социально-демографическую структуру. А это значит, что причины, погубившие федерацию советских социалистических республик, в случае пренебрежения ими также опасны для новой российской государственности. Стоит ли говорить о том, какую угрозу существованию единой России влекут за собой кровавые конфликты на ее территории, имеющие в том числе и этническую подоплеку (Чеченская республика, Ингушетия - Северная Осетия, северокавказские республики).
Осознание опасности и гибельности для России и ее многонационального народа межэтнических конфликтов должно послужить отправной точкой для серьезного научного анализа этого явления и совершенствования стратегии управления данным типом конфликтов, которая должна осуществляться при непосредственном и активном участии защитных структур государства и особенно органов внутренних дел[17].
Не ставя целью рассмотреть в данном параграфе столь важные концептуальные проблемы, попытаемся кратко изложить основы структурного анализа межэтнических конфликтов, осветить их специфику, а также предложить несколько рекомендаций прикладного характера, позволяющих сотруднику ОВД адекватно, оперативно и профессионально действовать в ситуации межэтнического противостояния.
Базовые структурные элементы межнационального конфликта, как правило, те же, что и в иных типах социальных конфликтов. Субъектамиконфликтного взаимодействия выступают различные этнические общности (нации, народности, национальные меньшинства и т.д.). Объектомконфликта обычно являются более лучшие, чем нынешние условия для национального развития субъектов. Нужно оговориться сразу, что именно в этой части анализа межэтнических конфликтов обнаруживаются их специфические особенностипо сравнению с другими типами конфликтности. Дело в том, что объект межнационального конфликта размыт, то есть не всегда имеет в своей основе несовместимость целей и интересов субъектов на почве национальной неприязни или вражды в чистом виде. Конечно, в ряде случаев ненависть к представителям иного этноса может обусловливаться причинами исторического или социокультурного порядка, но такие прецеденты сегодня не типичны (исключение составляет, например, арабо-израильский конфликт в Палестине). Обычно же достижение цели конфликтующих сторон, т.е. улучшение условий для национального развития и воспроизводства включает в себя решение целого спектра вопросов: от расширения территории расселения этноса или обретения собственной государственности до обеспечения социально-экономических выгод или достижения культурно-религиозных преференций. Поэтому внешняя оболочка межнациональных конфликтов может иметь неэтническую природу, а выступать в виде разрешения территориальных, региональных, государственно-правовых, социальных, экономических, религиозных, культурных, бытовых и т.п. противоречий. Данное обстоятельство может существенно затруднить анализ каждого конкретного конфликта этого типа, особенно в плане выявления его причин и корней, а также и соответственно осложнить выбор методов его разрешения. Содержаниеммежэтнических конфликтов, как и в других случаях, выступают действия субъектов в процессе конфликтного взаимодействия. Иными словами, содержание конфликта в данном случае - это его характеристики, особенности протекания, которые нередко зависят от поведения участников. В силу этого конфликты на этнической почве в зависимости от обстоятельств могут приобретать различный масштаб, степень интенсивности, динамику. Вариативными будут и такие характеристики как количество участников, порог используемого насилия, институциализация конфликта (признание определенных политико-правовых рамок или «дикий» конфликт) и пути выхода из него.
Следующий важный вопрос - управление межэтническими конфликтами, т.е. их профилактика и разрешение. Как правильно было отмечено в предыдущих разделах учебника, профилактика социальной конфликтности не часто достигает своей цели, а в нашем случае это утверждение верно вдвойне. Причиной тому то обстоятельство, что корни межэтнических конфликтов обычно кроются в прошлом взаимоотношений конфликтующих этносов, а предпосылки конфликта зреют порой многие десятилетия. Многие специалисты называют данный тип конфликтов «бомбой замедленного действия», которая, не смотря ни на какие усилия, все равно взорвется при любом подходящем поводе. Однако это не означает, что конфликт является фатальной неизбежностью. Но главное даже не в этом. Невзирая на «стаж» конфликта и степень развития, важно минимизировать деструктивный его потенциал, ограничить рамки насилия сторон по отношению друг к другу, не допустить втягивания в конфликт третьих сторон, т.е. продолжения эскалации, принять все возможные меры для урегулирования конфликта. А это уже в силах людей, тем более тех, кто по профессиональной своей принадлежности обязан находиться в гуще событий.
Для сотрудника ОВД, несущего службу в потенциально конфликтной зоне или присутствующего в эпицентре межэтнического конфликта, важно усвоить основы конфликтного менеджмента, которые способствуют профессиональному исполнению своих служебных обязанностей в этих специфических условиях.
Прежде всего, сотрудник милиции должен правильно идентифицировать себя в системе координат назревающего или протекающего конфликта. Во-первых, это - определение масштабов участия. Как правило, представители правопорядка сталкиваются с проявлениями межэтнической конфликтности не вообще, а в рамках ограниченной их компетенцией территории (поселок, аул, сельский округ, район). Из этого следует, что наряду с данными о состоянии «большого» конфликта сотрудник ОВД должен владеть максимальной и оперативной информацией о локальном развитии этого конфликта в зоне своей ответственности.
Во-вторых, это - ролевая идентификация. Как представителю власти сотруднику милиции обычно достается роль третьей стороны в конфликте («буфер», переговорщик, посредник, арбитр) за исключением ситуации, когда власть сама является одной из сторон конфликта. Алгоритм поведения сотрудника правопорядка, выступающего в роли третьей стороны, достаточно описан в параграфе 1 темы 2 учебника. Главное здесь - не принимать позицию одной из конфликтующих сторон и сохранять нейтральное отношение ко всем участникам конфликта. Только в этом случае милиционер сможет выполнять разделительные, посреднические функции или арбитраж на месте собственной дислокации.
Третья, так называемая поведенческая сторона самоидентификации индивида в ситуации конфликта, предполагает выработку модели поведения сотрудника ОВД в ситуации, когда он оказывается втянутым в межнациональный конфликт. Этнические конфликты, равно как и межконфессиональные, имеют сложную психологическую природу и сильно перегружены эмоциями, часто перерастающими в массовую истерию и психоз, особенно, когда эти конфликты умело управляются извне. В такой накаленной обстановке полразделения войск или ОВД, выполняющие роль «буфера», рассматриваются конфликтующими как препятствие для достижения своих целей, и на эти формирования слепо переносится весь скопившийся потенциал гнева и насилия сторон. В теоретической конфликтологии этот феномен получил название «эффекта переключения». Таким образом, сотрудники милиции вынужденно становятся одной из активных сторон конфликта. При данных обстоятельствах выполнение служебных обязанностей, да и просто выживание сотрудника милиции зависит от его личной профессиональной подготовки, способности ориентироваться в быстро меняющейся среде, умения работать «командой» в экстремальных условиях.
Однако важно не забывать и о том, что даже в самой накаленной обстановке сотрудник милиции, облеченный большими властными полномочиями и снабженный оружием, своими действиями способен воспрепятствовать дальнейшей эскалации конфликта или же наоборот ввергнуть его в хаотическое, неконтролируемое состояние. Здесь важно учесть следующее. Во-первых, как уже указывалось ранее, во многих конкретных конфликтных ситуациях, в том числе и возникающих на межнациональной почве, помимо непосредственно контактирующих сторон в них присутствуют подстрекатели или, иначе говоря, агентура организаторов конфликта. Как правило, эти фигуры стараются не легализоваться и умело камуфлируются «под толпу». Вместе с тем, оперативное выявление сотрудниками милиции этих личностей и их нейтрализация неизбежно ведет к затуханию силового противостояния сторон, так как участники лишаются регламентирующего воздействия.
Во-вторых, важно попытаться ограничить массовость конфликтного противостояния, которая является естественной средой для нагнетания психопатологических состояний и насилия. Сотрудникам ОВД необходимо принять меры к изоляции наиболее активных участников конфликта от периферии, т.е. толпы, а также атомизировать (разъединить) саму толпу на отдельные не контактирующие между собой очаги, попутно удаляя из зоны обострения все случайные элементы (зеваки, прохожие, «группы поддержки»).
В-третьих, необходимо помнить, что нормализовать резко ухудшившуюся обстановку в зоне силового противостояния сотрудникам милиции, которые нередко воспринимаются толпой как «чужаки» и «враги», могут помочь некоторые категории лиц из числа местных жителей. Обычно это пользующиеся авторитетом и устойчивой позитивной репутацией представители местной власти, священнослужители, старейшины, ветераны, разного рода неформальные лидеры. Оперативно найти такие фигуры и убедить их содействовать хотя бы «замораживанию» или откладыванию насилия - одна из не простых, но крайне необходимых мер для сотрудников правоохранительных органов.
И, наконец, последнее. Оказавшись в очаге страстей и эмоций, выполняя многие действия на инстинктивном уровне, сотрудник милиции не должен терять самообладания и трезвости ума. Надо помнить, что немотивированное применение оружия и всякого другого насилия в данной ситуации может осложнить конфликт и сделать его последствия необратимыми. Пропаганда организаторов конфликта же постарается раздуть случившийся факт и преподнести сотрудников милиции и власть, которую они представляют, в качестве виновников всего конфликта. Поэтому предпочтительно, если бы оружие сотрудниками использовалось в соответствии с законом как исключение и селективно (выборочно) в отношении цели. В любом случае, хотелось бы напомнить, что в большинстве ситуаций (за редким исключением) спектр и потенциал консенсусных, кооперативных, примирительных действий в конфликте гораздо шире и предпочтительнее силовых и административных.