Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера
Лидерство и практические навыки менеджера
Научный редакторНаумов А.И.
Рецензенты:
Шейла Паффер (Sheila M. Puffer) — профессор Колледжа делового администрирования Северо-восточного университета (США) (professor College of Business Administration Northeastern University, USA), Маршев В.И. — д-р экон. наук, профессор Школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова
Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — M.: «ИНФРА-М», 1999.- 328с.
ISBN 5-16-000061-5 (Модуль 9)
ISBN 5-16-000068-2
Содержание
Учебные цели модуля............................................................................................................................................................ 6
Общая структура модульной программы..................................................................................................................... 10
Особенности изучения модуля......................................................................................................................................... 10
РАЗДЕЛ I................................................................................................................................................................................. 11
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА............................................................................................................................ 11
Учебный элемент № 1.......................................................................................................................................................... 11
Введение в «Теорию и практику лидерства»................................................................................................................ 11
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 11
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте........................................................................................ 12
1.2. Составляющие лидерства...................................................................................................................................... 14
1.3. Стили лидерства....................................................................................................................................................... 16
1.4. Ситуационное лидерство....................................................................................................................................... 22
1.5. Команды и разделенное лидерство..................................................................................................................... 25
1.6. Заменители лидерства............................................................................................................................................ 27
1.7. «Двигатель» лидерства........................................................................................................................................... 28
РАЗДЕЛ II............................................................................................................................................................................... 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА................................................................................................................. 37
Учебный элемент № 2.......................................................................................................................................................... 37
Самосознание менеджера.................................................................................................................................................. 37
Учебные цели элемента:................................................................................................................................................ 37
2.1. «Окно Джохари» как средство самопознания.................................................................................................. 40
2.2. Система ценностей личности................................................................................................................................ 42
2.3. Отношение к изменениям..................................................................................................................................... 45
2.4. Межличностная ориентация................................................................................................................................. 49
2.5. Стиль мышления....................................................................................................................................................... 52
Учебный элемент № 3.......................................................................................................................................................... 55
Межличностные коммуникации в менеджменте......................................................................................................... 55
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 55
3.2. Навыки вербальных коммуникаций.................................................................................................................... 61
3.2.1. Слушание............................................................................................................................................................ 61
3.2.2. Речь....................................................................................................................................................................... 64
3.2.3. Чтение.................................................................................................................................................................. 67
3.2.4. Письмо................................................................................................................................................................. 68
3.3. Невербальные коммуникации............................................................................................................................... 70
3.4. Типология личности и деловое общение........................................................................................................... 73
3.5. Психофизиологические основы общения.......................................................................................................... 76
3.6. Состояния личности и коммуникации................................................................................................................ 78
3.7. Специальные формы деловых коммуникаций................................................................................................. 82
3.7.1. Телефонный разговор...................................................................................................................................... 82
3.7.2. Совещания.......................................................................................................................................................... 84
3.7.3. Переговоры......................................................................................................................................................... 88
3.8. Коммуникации в организационном контексте................................................................................................. 91
Учебный элемент № 4.......................................................................................................................................................... 94
Техника принятия управленческих решений............................................................................................................... 94
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 94
4.1. Понятие об управленческом решении................................................................................................................ 94
4.2. Основные этапы принятия управленческого решения.................................................................................. 95
4.3. Психологические проблемы принятия решений.............................................................................................. 97
4.4. Типы управленческих решений......................................................................................................................... 102
4.5. Методы индивидуального и группового принятия решений..................................................................... 103
Учебный элемент № 5....................................................................................................................................................... 107
Команда: сущность и этапы построения.................................................................................................................... 107
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 107
5.1. Понятие команды................................................................................................................................................... 110
5.2. Преимущества и ограничения командной деятельности............................................................................ 112
5.3. Этапы построения команды................................................................................................................................ 113
5.4. Методы самодиагностики команды................................................................................................................. 115
5.5. Современные приемы формирования команд................................................................................................ 117
5.6. Национальные особенности построения команд......................................................................................... 118
Учебный элемент № 6....................................................................................................................................................... 121
Управление конфликтами в организации.................................................................................................................... 121
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 121
6.1. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития........................... 121
6.2. Структура (цикл) конфликта и основные формы поведения в конфликтной ситуации..................... 123
6.3. Уровни конфликта в организации и их источники....................................................................................... 126
6.4. Практические навыки управления конфликтами различных уровней................................................... 132
Учебный элемент № 7....................................................................................................................................................... 137
Управление стрессами...................................................................................................................................................... 137
Учебные цели элемента........................................................................................................................................... 137
7.1. Стресс на рабочем месте..................................................................................................................................... 137
7.2. Стратегия борьбы со стрессами........................................................................................................................ 146
Учебный элемент № 8....................................................................................................................................................... 149
Эффективное использование времени менеджера.................................................................................................... 149
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 149
8.1. Стресс нехватки времени..................................................................................................................................... 152
8.2. Принцип Парето и распределение времени.................................................................................................... 152
8.3. Техника планирования личного времени........................................................................................................ 155
8.4. Делегирование — основа экономии времени................................................................................................. 158
Выводы............................................................................................................................................................................. 160
Конкретная ситуация: «ЭКАУНТЕК — РОССИЯ»*............................................................................................ 161
Глоссарий............................................................................................................................................................................. 174
Библиография...................................................................................................................................................................... 175
Приложения......................................................................................................................................................................... 176
Приложение 1.................................................................................................................................................................. 176
Ответы, решения и ключи к тестам........................................................................................................................... 176
Приложение 2.................................................................................................................................................................. 180
НАШ ПЛАНКТОН ДЛЯ ИХНЕГО КИТА*............................................................................................................. 180
Приложение 3. Менеджмент роста*......................................................................................................................... 189
Приложение 4. Опросник Кирси*.............................................................................................................................. 204
Приложение 5. Ваш стиль разрешения конфликтов............................................................................................ 211
Приложение 6. Использованная литература......................................................................................................... 214
Слайды.................................................................................................................................................................................. 215
Список рисунков................................................................................................................................................................. 228
Список таблиц..................................................................................................................................................................... 229
Слайд № 1. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Слайд № 2. Управленческая решетка Блейка-Моутон
Слайд № 3. Заменители лидерства (по Керру и Джермиеру)
Слайд № 4. Двусторонняя коммуникация
Слайд № 5. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций
Слайд № 6. Принципы техники активного слушания
Слайд № 7. Чтение документа
Слайд № 8. Элементы языка телодвижений
Слайд № 9. Элементы языка телодвижений
Слайд № 10. Характеристики четырех шкал предпочтений
Слайд №11. Схема глазных сигналов доступа
Слайд № 12. Проявление «Я»-состояний
Слайд № 13. Как разговаривать по телефону
Слайд № 14. Структура совещания
Слайд № 15. Правила мозгового штурма
Слайд № 16. Подходы к ведению переговоров
Слайд № 17. Стадии управленческого решения
Слайд № 18. G. R.P.I.— метод самодиагностики команды
Слайд № 19. Цикл конфликта
Слайд № 20. Пять основных типов поведения в конфликтной ситуации
Слайд № 21. Типология путей разрешения противоречий в конфликте
Слайд № 22. Методы разрешения конфликтов при наличии двух и более сторон Слайд № 23. Динамика стресса на рабочем месте
Слайд № 24. Кривая стресса
Слайд № 25. Матрица Эйзенхауэра
Список рисунков................................................................................ . 304
Список таблиц................................................................................... . 306
Краткое содержание модуля
Материал настоящего модуля посвящен практическим навыкам менеджера. Владение этими навыками, наряду с общетеоретической и специальной подготовкой в различных областях бизнеса, характеризует как общую управленческую культуру менеджера, так и реальную способность к руководству людьми и организациями.
Давняя проблема установления различий между навыками менеджера и лидера в наши дни разрешилась признанием того факта, что современный руководитель должен владеть как навыками лидерства, так и умениями, позволяющими осуществлять регулярный менеджмент.
Общая логика построения модуля сводится к следующему. Сначала рассматривается проблема лидерства как одна из центральных в современном менеджменте. Затем обсуждается навык самоанализа, необходимый для сознательного формирования лидерских качеств и их совершенствования. С точки зрения эффективности лидерства важнейшими являются навыки межличностных коммуникаций, которые используются при реализации практически всех функций менеджмента. Конкретно эти навыки необходимы при принятии решений, т.е. при осуществлении деятельности, отличающей менеджера от простого исполнителя, поэтому принятию решений посвящен специальный элемент, где обсуждаются этапы принятия управленческих решений, а также целесообразность индивидуального и группового принятия решений. В тесной связи с последним вопросом находится навык построения команд, способных решать творческие задачи. В свою очередь, работа менеджера в команде и с командой, как, впрочем, и вся его деятельность, требует умения правильно управлять конфликтами разных уровней, чему также посвящен элемент модуля. Заканчивается модуль обсуждением проблем управления стрессами и эффективного использования времени, как бы создающих «фон» для всех других видов работы, выполняемой менеджером.
Общая структура модульной программы
Особенности изучения модуля
Основной особенностью изучения данного модуля является его относительная «фрагментарность». Хотя отдельные элементы (например, «Самосознание менеджера» и «Межличностные коммуникации в менеджменте») и связаны между собой, изучать соответствующий материал можно в разной последовательности, поскольку большую часть соответствующих вопросов вполне допустимо рассмотреть независимо.
Тем не менее, на наш взгляд, предпочтительнее логика изучения материала, описанная в Кратком содержании.
Поскольку модуль рассчитан в том числе на самостоятельное изучение, в него включено значительное число упражнений, анкет и тестов, с которыми читатель может работать самостоятельно.
В то же время значительная часть упражнений модуля имеет интерактивный характер, т.е. для их выполнения необходимо как минимум два участника. Предполагается, что подобные упражнения будут выполняться в рамках специальных тренингов.
Несмотря на отмеченную фрагментарность материала, ряд разделов тесно перекликаются друг с другом, поэтому в тексте модуля даются соответствующие ссылки.
Во избежание излишней теоретизации в материал модуля включено много примеров, иллюстрирующих общие положения; в частности, в разделе, посвященном лидерству, используется сквозная конкретная ситуация (кейс), основанная на реалиях ведения бизнеса в России.
Практика показывает, что использование наглядных рисунков, схем и графиков позволяет намного упростить усвоение материала и облегчить его запоминание. Поэтому в тексте много иллюстраций. Часть из них специально оформлена в виде слайдов, предназначенных для групповых тренингов, что отмечено на полях специальным значком — изображением проектора.
По мере возможности в разделах модуля указаны книги, к которым читатель может обратиться, если захочет глубже изучить тот или иной раздел. Однако следует отметить, что по ряду тем такая возможность ограничена небольшим числом работ на русском языке.
В заключение следует отметить, что данный модуль подготовлен на основе многолетней практики работы автора в качестве преподавателя вуза и тренинговой деятельности. Поэтому здесь использован материал из множества источников, в том числе тренингов и семинаров, в которых довелось участвовать автору. Всем своим учителям и коллегам, способствовавшим появлению этой работы, автор выражает искреннюю и глубокую признательность.
Учебные элементы
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА
Учебный элемент № 1.
Введение в «Теорию и практику лидерства»
Учебные цели элемента
• Дать представление об основных теориях лидерства.
• Познакомить с особенностями различных стилей лидерства.
• Научить выбирать стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации.
Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в XVI в., по сути была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
• Физическая и эмоциональная выносливость.
• Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
• Энтузиазм.
• Дружелюбие, приязнь и расположение других.
• Порядочность.
Однако теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одинаково успешные лидеры могут обладать сильно различающимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на практике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести «инвентаризацию» лидерских качеств и на ее основе подбирать лидеров, не оправдалась.
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента — инновационной — менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства*.
Далее приведена табл. 1.1 с описанием свойств менеджера и лидера.
Однако можно ли сегодня противопоставлять качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер — профессия массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно было рассчитывать, что лидеры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства практически у всех менеджеров.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства — утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде «когнитивной карты», показанной на рис. 1.1.
Таблица 1.1.
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий — план | Основа действий — видение перспекти |
Полагается на систему | вы |
Использует доводы | Полагается на людей |
Контролирует | Использует эмоции |
Поддерживает движение | Доверяет |
Профессионален | Дает импульс движению |
Принимает решения | Энтузиаст |
Делает дело правильно | Превращает решения в реальность |
Уважаем | Делает правильное дело |
Обожаем |
Источник: Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 (Табл. 1.1.).
Рис. 1.1. "Когнитивная карта" лидерства
Важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение — это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса*, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.
Сейчас много спорят об особенностях российской деловой культуры. В этих дискуссиях не проходят мимо проблемы лидерства и отношения к власти. Ниже приводится суждение Михаила Делягина, высказанное во время обсуждения проблемы национальных особенностей российского менеджмента, организованного журналом «Эксперт».
«Яркой российской особенностью является парадоксальное сочетание безусловной, априорной враждебности к власти с чувством кровного родства с этой властью и готовностью ее защищать по отношению ко всем внешним воздействиям. То есть мой начальник плох уже просто потому, что он начальник. Но я и мои сослуживцы — единственные, кто может говорить об этом. Это как бы внутрисемейное дело, которое касается только членов семьи — трудового коллектива. И если кто-то посторонний повторит мне мои собственные слова — это будет наглость, это будет оскорбление мне. То есть мой начальник плох, но это мой начальник...
И при этом коллектив, как правило, наглухо закрыт для своего руководителя. Когда кто-то становится начальником, он принадлежит уже к другому, более высокому уровню, он уже не первый среди равных, а чужой. Он ушел, «ушел на повышение» — так ведь и говорят. Он может быть хорошим, может с вами водку пить и чай, поздравлять с днем рождения, вы можете к нему заходить домой или открывать ногой дверь в кабинет, и вы любите его — но он уже чужой, и вы сто раз подумаете, прежде чем рассказать ему реальную ситуацию».
Источник: Эксперт. 1995. № 10. С. 33-34.
1.2. Составляющие лидерства
Со времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать лидер? Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать.
Таблица 1.2.
Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
• Ум и логика | • Инициативность | • Умение заручаться поддержкой |
• Рассудительность • Проницательность | • Гибкость • Бдительность | • Умение кооперироваться • Умение завоевывать популярность и престиж |
• Оригинальность | • Созидательность и творчество | • Такт и дипломатичность |
• Способность к концепуализации | • Честность | • Умение брать на себя риск и ответственность |
• Образованность • Знание дела • Умение выражать свои мысли | • Целостность личности • Смелость • Уверенность в себе | • Умение организовывать • Умение убеждать • Умение изменять себя |
• Любопытство и способность осваивать новые знания и навыки | • Уравновешенность | • Надежность |
• Острая интуиция | • Независимость • Самостоятельность • Амбициозность • Потребность в достижениях • Настойчивость и упорство • Энергичность • Властность • Работоспособность • Агрессивность • Стремление к превосходству • Обязательность • Участливость | • Умение шутить и понимать юмор • Умение разбираться в людях |
Источник: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 (Табл 10.2.).
Данный перечень вовсе не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом — овладение навыком самоанализа, который позволяет определять области самосовершенствования. Полезно, в частности, представлять, в какой степени вы на сегодняшний день обладаете необходимыми лидерскими качествами. Для выяснения этого ответьте на вопросы анкеты.
Анкета