Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль - это основная своеобразная форма, выражения коммуникационного взаимодействия индивида с другими. За критерии оценки эффективности используют такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи |10|. Первое - определяется степенью открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в стремлении получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас инаши действия; второе измерение определяет степень адекватности реакции субъекта выражающейся, на сколько полно люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них (рис. 3.3.).

Коммуникационные стили - student2.ru

Коммуникационный стиль «Замыкание в себе» характеризуется одновременно низким уровнем коммуникационного общения. Индивид как бы изолирует себя, не позволяя другим познать себя. Этот стиль часто используют «интроверты» - люди, обращающие свой разум во внутрь себя, скрывающие свои идеи, мнения, чувства. Взаимодействие с работниками такой категории затруднено, что следует учитывать при определении их по рабочим местам.

Коммуникационный стиль «Открытие себя» отличается высокой открытостью себя другим, но, как правило, низким уровнем обратной связи. Индивид использует открытость, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. Видимо такая активность передающего подавляет активность принимающего, и коммуникация лишается полноценной обратной связи, отсутствие которой может вызвать у передающего неконтролируемые эмоции, не способствующие установлению необходимых отношений и эффективного взаимодействия.

Способность обеспечить максимальную открытость себя и максимальную обратную связь определяют коммуникационный стиль «Реализация себя», который в нормальных условиях является наиболее желательным стилем. В зависимости от ситуации (политика предприятия, разница в статусе и т.д.) индивид может сознательно управлять размерами открытости для достижения необходимой эффективности взаимодействия.

Для коммуникационного стиля «Защити себя» характерны низкий уровень открытости, но высоким уровнем обратной связи. Этот стиль используется для того, чтобы лучше узнать других и дать им наиболее верную оценку.

Середине матрицы соответствуют коммуникации, характеризующиеся умеренными открытостью и обратной связью. Индивид позволяет себе подать себя, если другие следуют этому же принципу.

Очевидно, что ни один из этих коммуникационных стилей не является программируемым на все случаи жизни. Преимуществом менеджера становится его способность воспользоваться каждым из названных стилей в различных производственных ситуациях для организации эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижения согласованных целей. Практика показывает, что предпочтительным является стиль, при котором человек реализует себя, свои возможности.

Наши рекомендации