Богатство и разнообразие русских плясок

Танец- это искусство, а всякое искусство должно отображать мысли в образно художественной форме.

Народный танец – это яркое красочное творение народа отражающее его образ жизни и чувства. Фольклорный танец отображает историю развития нашего государства. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве.

Пляска - наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. В отличие от хоровода пляска могла исполняться под инструментальную музыку без голосового сопровождения. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом.

Одиночная (сольная) пляска

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское да­рование исполнителя. В ней раскрывается душа русского чело­века. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, по­этому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповто­рима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Ис­полнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения и переживания. Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским соста­вом. Иногда —чаще это делают плясуны-мужчины — в пляске изоб­ражается ленивый или подвыпивший человек. Так, в старинной, очень популярной одиночной пляске «Спиря» плясун часто подра­жал пьяному человеку.

Женская одиночная пляска

Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин,— это всего лишь заявка на танец, на создава­емый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «вы- ступкой» Затем идет музы­кальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность дви­жений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. Часто пляска сопровождается излюбленными движениями русской женской пляски — дробями. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно к финалу исполнительница приберегает какое-нибудь наи­более эффектное движение, которое заканчивается внезапной оста­новкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку.

Мужская одиночная пляска

Чаще всего она начинается с исполнения какого- то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив зако­выристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоче­нившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дес­кать, я каков, смотрите! Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, по­степенно все увеличивается. Вначале и элементы пляски сравни­тельно просты, затем их сложность непрерывно растет. Здесь и стремительность и виртуоз­ность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные колен­ца как в калейдоскопе сменяют друг друга. В финаль­ной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энер­гичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску.

Парная пляска

Это исконно русская, очень красивая пляска, при исполнении которой возраст уже имеет большое значение. Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не прини­мают. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Парная пляска не имеет строго установленного рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вно­сит в пляску свои движения, свою манеру.

Перепляс

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности испол­нителя, демонстрация виртуозности исполнения дви­жений — колен. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и им­провизация в момент исполнения. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Плясуны состязались в основном по коли­честву движений — колен. Кто больше исполнит различных движе­ний, тот и оказывался победителем. Некоторые плясуны-мастера знали по пятьдесят и более колен. Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улы­баться, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их.С изменением бытового уклада и отношений между людьми из­менился и состав перепляса. В нем стали принимать участие де­вушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины. Теперь перепляс могут исполнять мужчина и женщина или две женщины.

Массовый пляс

Этот танец позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Но все танцоры очень эмоциональны ведь «душа танца просит». Массовый пляс непосредственное творчество русского человека, его самовыражение и самоотдача. Массовый пляс это древнейший вид русской пляски.

Групповая пляска

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации. Они бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. Некоторые произошли из наблюдения за природой, животными.… А некоторые имеют трудовое значение. Или в основе лежит определенный рисунок. У каждой групповой пляски есть точное место рождения и бытования.

Вывод: Разнообразие русских плясок позволяет полностью выразить себя любому человеку с любой физической подготовкой. Каждый найдет свой танец.

Наши рекомендации