Этика как учение о морали и нравственности
Содержание
Введение
Этика как учение о морали и нравственности
Предмет и объект этики
Этикет свободного времени
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На протяжении многих веков люди стремились понять природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, обрести устойчивые жизненные цели.Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками — между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений — сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали. ,
Этика как учение о морали и нравственности
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.
Слово «этика» греческого происхождения; является аналогом римского «mos» и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Впервые он встречается в названии всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»).
Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос» обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто «привычка», «нрав», «обычай». Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. Этика — это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали. Главным предметом этики являются не только моральные законы и категории, но и сам человек, каким он должен быть в свете этих законов и категорий. Родоначальником этики в Европе считается Аристотель, который первым применил термин «этика» для обозначения особого класса человеческих качеств, таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости).
Этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность).
Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).
Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность — результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле. Поэтому сегодня все громче звучат голоса о выработке кодекса общечеловеческой морали, о необходимости соблюдения этого кодекса всеми без исключения людьми и социальными группами на Земле.
Столь многообразное содержание самого предмета этики — морали, конечно, порождает разнообразные представления. Особенно, когда человек задумывается о своей нравственной жизни, о взаимоотношениях с другими людьми.
Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores» (нравы), на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный).
В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».
Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Термины «нравственность», «мораль» означают определенные сферы духовной культуры, а под термином «этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование. Следовательно, мораль и нравственность являются предметами изучения этики, точнее, учением о морали и нравственности.
Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае, она вырабатывает средства, как осмысливать поступки, осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.
По мере развития цивилизации в обществе появляются право и закон, нарушение которых преследуется наказанием — уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования.
Нормы и правила могут быть укоренены в обычаях и привычках населения (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве.
В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что некоторые моральные нормы закреплены законом. Отсюда появляется возможность государственного принуждения следовать этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права — к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права.
Большое значение в настоящее время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).
Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.
В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.
Мораль, в отличие от права, не имеет степенных градаций. Согласно нормам права, если человек украл деньги, его осуждают по одной статье, а если он убил человека — по другой, и наказание во втором случае неизмеримо больше. Согласно нормам морали, украсть и убить одинаково безнравственно, мораль одинаково осуждает и вора, и убийцу.
В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе добр, а злым и агрессивным его делают неправильное воспитание или уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только я перестаю осуществлять это усилие, я опускаюсь до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия.
Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Таким образом, следует учитывать и глубинные мотивационные побуждения человека.
Наряду с моралью, как уже отмечалось, употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение.
Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания. Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.
Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью, практическая свобода. Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься:
а) нравы как практикуемые формы поведения,
б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,
в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
У некоторых народностей при встрече принято плеваться друг в друга, а у других — улыбаться и пожимать руки, в Индии люди сжигали и сжигают своих мертвых, а в Персии это считалось величайшим кощунством. Исследователь архаических обществ М. Элиаде писал, что первобытные земледельцы, чтобы обеспечить плодородие растительного мира, подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая, предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов. Человек был обречен убивать и работать, чтобы иметь возможность прокормить себя. Но это обязывает его принять жестокость и убийство как неотъемлемую составную часть своего существования. Таковы были нравы архаического общества, и никакое моральное осуждение этих нравов было неуместно.
Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.
Предмет и объект этики
Моральные нравственные ценности - одна из форм проявления моральных отношений общества: общественное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы.
Значительный вклад в духовные искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысло-жизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться.
Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается.
Что же касается объекта этического знания, то он в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей.
С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества. Для этики объектом изучения является поведение людей. Но оно изучается различными науками: психологией, социологией, правом... Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, то есть те факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.
Объектом воздействия этического знания становится также вся система существующих в обществе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о собственно моральных нормах. Это особенно касается разработки различных этических кодексов, в частности — кодексов профессиональной морали, интенсивно развивающихся в современном обществе.
Этический кодекс (от лат. codex – книга) - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.
Что же касается влияния этической мысли на другие социальные нормы, прежде всего на нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм или же, наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов.
Этический принцип (от лат. principium – действие, практика) - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно.
Предмет любой науки требует специфических методов своего изучения. Но что значит выявить метод исследования для этики и, вообще, для философии? Фактически для того, чтобы рассмотреть какое-то явление философски, необходимо дать всю культурно-историческую характеристику эпохи.
Когда говорят об этике, у многих возникают самые разные представления: кто-то считает, что этика это этикет, правила вежливого, уважительного отношения к другому; кто-то — что это наука об определенных желательных чертах характера, добродетелях (умеренность, мужество, мудрость, справедливость); у кого-то возникают образы грызущей совести, воспоминания о сильных нравственных переживаниях; другие, возможно, задумываются о справедливости или несправедливости каких-то явлений общественной жизни, долге и обязанностях.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Сказанное, однако не означает, что теоретики этической мысли занимались только вопросами истории этической мысли, и их приоритеты были жестко распределены по эпохам. Любой способ построения нравственной системы, какая бы категория ни была взята в нем за исходную и какие бы в нем ни были сделаны приоритеты, все равно предполагает использование различных понятий, описание с помощью этих понятий разных сторон человеческой жизни.
Можно отметить следующие, отражающие фундаментальные стороны жизни человека разделы этики: аретология — учение о добродетелях; деонтология — учение о долге; аксиология — учение о ценностях; фелиология — учение о счастье; танатология — учение о смерти. В ряде случаев это перекрещивающиеся понятия и отражают свои специфические подходы к исследованию моральной реальности.
Этикет свободного времени
Этикет общения за столом
Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.
Например, если вы идете в ресторан, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Все это необходимо делать до прихода приглашенной дамы. После это вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.
Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.
Перед зеркалом можно только поправить прическу, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и прически устраняются в туалете.
В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает ее, показывает места и помогает занять самое удобное место.
Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены - лицом к залу, в середине зала - лицом ко входу.
Мужчина садится после того, как села дама.
Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за другой столик.
Если вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.
Меню мужчина должен предложить женщине или прочесть сам. Если вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, а заказывает каждый индивидуально.
Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от вас, и жестом показать, что он вам нужен.
Сидя за столиком нельзя причесываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.
Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно, если завязался разговор.
Не надо читать в ресторане ничего, кроме меню.
Если вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину следует посадить справа от себя, если стол маленький, то напротив.
В большой компании рассаживаться следует с учетом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).
Если вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать ее на танец более двух раз.
Во время танцев нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае, если женщина находится в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.
Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи.
Посещение театра, кино
Вы собрались в театр или на концерт. Придите туда заранее, так как потребуется некоторое время, чтобы сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места.
Если вы пришли с женщиной, в гардеробе вы должны помочь ей снять пальто и взять номерки.
В театральный, концертный или кинозал мужчина входит первым. При выходе из зала мужчина уступает дорогу даме. Если выходят две пары, первым идет мужчина, затем две дамы и за ними второй мужчина. Рассаживаются так же: женщины посередине, мужчины - по краям.
Если вы знаете, что ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка, чтобы не беспокоить других зрителей. Если вы все-таки пришли, когда все уже сидят на местах, надо вежливо попросить пропустить вас. Если потревожили вас, не делайте недовольное лицо и не высказывайтесь в адрес опоздавших. Вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.
Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Женщина проходит первой, но садится справа от партнера. Мужчина помогает сесть своей спутнице, придерживая откидное сиденье кресла, и только тогда садится сам.
Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла надо опускать бесшумно. Вставая, придерживайте его рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами.
Программу и бинокль лучше приобрести самим, а не одалживать у соседа. Театральный бинокль предусмотрен для того, чтобы смотреть на сцену. Не рассматривайте в него находящихся в зале. Если ваши места на балконе, не кладите на барьер балкона бинокли, сумочки, программки или другие предметы - их нужно держать на коленях.
Если вы увидели свободное место, которое удобнее вашего, не занимайте его, так как владелец места может просто запаздывать. Если вы немного опоздали, то войдите в зал тихо, встаньте возле двери или сядьте бесшумно на ближайшее свободное кресло. Обычно, опоздавших направляют на балкон.
Встретив в театре старого знакомого или подругу, которых не видели много лет, не стоит громко окликать их, здороваться, перекидываться репликами. Не принято выходить из ряда, чтобы поздороваться с кем-то, потерпите до антракта.
После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Во время представления не следует разговаривать или комментировать действия, происходящие на сцене. Даже если спектакль оказался неинтересным, вы должны сидеть молча или покинуть зал, желательно во время перерыва. Во время спектакля старайтесь не мешать своим соседям. Не барабаньте пальцами, не отбивайте такт ногой, не подпевайте, не щелкайте замком сумочки, не шуршите конфетными бумажками или программой.
Если вы заметили, что актер ошибся, не высказывайте свое возмущение вслух.
Во время антракта не разглядывайте прогуливающихся в фойе.
Если вы пришли в театр со спутницей, не оставляйте ее надолго одну. Не делает этого и женщина.
Неприлично есть в фойе и в зале - лучше сходить в буфет. В буфете позаботьтесь о своей спутнице и принесите для нее то, что она закажет.
В театре и на концерте соблюдаются все основные правила хорошего тона, принятые в общественных местах: будьте любезны и предупредительны с окружающими. Не бегите через две ступеньки в буфет, а тем более не выбегайте из зала до антракта, чтобы занять очередь. Нежелательно опаздывать и после антракта - если не успели пройти на свое место до поднятия занавеса, сядьте на любое свободное место или вернитесь к выходу, не мешая остальным.
В наше время при посещении театра или концерта одежда не имеет большого значения. В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. В теплое время года можно пойти в повседневной одежде. Правда, если вы идете на премьеру фильма и тем более, если вас пригласили, наденьте нарядное платье (костюм). Хорошо, если у вас есть время переодеться перед спектаклем или концертом. Тогда для мужчины желателен темный костюм, светлая рубашка с галстуком, а для женщины - нарядное платье. Женщине в этом случае подойдет небольшая кожаная или специальная театральная сумочка.
Конечно, никто вас не остановит, если вы придете в театр в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим.
Избегайте крепких духов или одеколона.
В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.
Как и что подарить
Ни один человек не остается равнодушным при получении подарка. Если даже вы не любите получать подарки, вы наверняка любите их дарить.
С раннего детства в человеке надо воспитать желание делать подарки. Ребенок должен научиться не только принимать, но и отдавать, он должен научиться выбирать и дарить. В подарке проявляется вкус, фантазия, изобретательность, такт дарителя и главное - его внимание к другому человеку.
Подарок зачастую имеет чисто символическое значение. Это своеобразная форма выражения чувств. Небольшой знак внимания, скромный подарок, сделанный с любовью, может обрести огромную ценность для того, кому он преподнесен.
Цена подарка должна соответствовать материальным возможностям того, кто дарит. Щедрость не по карману так же нелепа, как и скупость при определенных, известных окружающим возможностях. Здесь, опять же, на помощь должно прийти чувство такта. Нередко состоятельный человек ставит дорогими подарками другого человека в неловкое положение, заставляя его чувствовать себя обязанным.
Подарки должны соответствовать возможностям, потребностям, характеру, вкусу, интересам и образу жизни тех, кому они предназначены. Если это возможно, то лучше деликатно выяснить, что хотел бы получить тот, кому собираются делать подарок. При вручении подарка не стоит долго рассказывать, с каким трудом он был куплен или приобретен. Даже если вы исколесили весь город в поисках нужной вещи, не сообщайте об этом. И уж конечно никогда не говорите о цене подарка, этим вы только подчеркнете вашу невоспитанность.
Все подарки, кроме цветов, следует вручать в упакованном виде, сразу после поздравления.
Выражения, которые несут в себе особую эмоциональную окраску и отражают чувства говорящего, могут быть следующими:
- Поздравляю вас (тебя) от всей души!
- Поздравляю вас (тебя) от всего сердца!
- Сердечно поздравляю вас (тебя)!
- Горячо поздравляю вас (тебя)!
В официальной обстановке употребляют фразы:
- Разрешите (позвольте) поздравить вас с...
- Примите мои поздравления...
- Примите мои самые искренние поздравления.
- От имени (кого, чего) разрешите вас поздравить с...
При вручении подарка многие теряются и не знают, что сказать. В этом случае можно воспользоваться стандартными выражениями:
- Я хочу подарить вам (тебе)...
- Дарю вам (тебе)... по случаю вашего (твоего) дня рождения (Нового года, 8 Марта и так далее).
В неофициальной обстановке уместны фразы типа:
- Вот тебе наш (мой) подарок.
- Это вам (тебе) наш (мой) подарок.
- Это вам (тебе) от нас (меня).
В официальной обстановке:
- Разрешите (позвольте) вручить вам подарок.
- Примите наш (мой) скромный подарок.
Принимать подарок тоже нужно достаточно тактично. Если подарок вручают лично, то его сразу же надо распаковать, при этом поблагодарив подарившего. Невежливо отложить подарок в сторону, не взглянув на него.
Подарок - это всегда знак внимания, поэтому важно не только поблагодарить за него, но и подчеркнуть, что вы хотели именно эту вещь (книгу, духи, платье, пластинку и тому подобное), что эта вещь вам очень нравится.
Если подарок сделан своими руками, то человека следует поблагодарить вдвойне.
Когда дарят конфеты, фрукты, сигареты, то ими принято угощать всех присутствующих.
Если подарок вам не понравился, не стоит вслух выражать свое неудовольствие, все равно надо тепло поблагодарить сделавшего подарок.
Чек из кассы отдают в том случае, если вещь продана с гарантией и ее можно в случае необходимости обменять.
Если подарок был послан по почте или передан через третье лицо, необходимо поблагодарить дарящего, послав ему краткое письмо, открытку или позвонив по телефону. Это надо сделать в течение двух-трех дней после получения подарка.
Отказаться от подарка можно лишь тогда, когда он настолько ценен, что заставляет вас чувствовать себя должником, или когда он нарушает правила хорошего тона. В этом случае вы должны поблагодарить за внимание и мотивировать свой отказ.
Получать подарки от детей вдвойне приятно, особенно если они сделаны своими руками. Милые каракули ребенка приводят в восторг даже совершенно постороннего человека, что уж говорить о мамах, папах, бабушках и дедушках. Если вы получите такой подарок, обязательно выразите свое восхищение умением и вниманием ребенка и поблагодарите его.
Своим близким делать подарки легче, потому что известно, в чем они нуждаются и что принесет им наибольшую радость. Членам семьи можно дарить любые подарки, начиная от цветов и кончая автомобилями.
Предметы домашнего обихода - это подарок, который всегда принимается с радостью.
Этикет знакомства
Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.
Во всех других случаях правила хорошего тона требуют, чтобы был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие подобного интереса, то не следует настаивать, преследовать и т.п.
Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на улице с незнакомкой так же бестактно, как скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям. В ответ можно получить вполне закономерный холодный взгляд или вежливый отпор, а следовательно и неприятные эмоции. Тем не менее, современный этикет допускает скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Понятно, что данные этикетные нормы имеют отношение только к молодому человеку или мужчине, а ни в коем случае не для женщин.
Представление в обществе. Подобный опыт накоплен, прежде всего, в современном европейском обществе, где установлены некоторые правила представлений (знакомств) в обществе.
Среди них можно отметить наиболее важные: а) мужчину представляют женщине; б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине; в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют). Существуют и особые правила представления на официальных приемах.
Представление в гостях. Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы. Как правило, хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин мужчин и только после этого мужчин представляют женщинам. Естественно, многое зависит не только от культуры хозяев, но и от воспитания гостей (многим знакома ситуация «опоздавших гостей»).
Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла встреча.
Заключение
Благодаря росту активности трудящихся, увеличению количества свободного времени, внедрению научно-технических достижений во все сферы общественной жизни все более
существенную роль приобретает культура человеческих отношений, культура
общения людей. Чем значительнее технико-экономический потенциал общества,
чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культурность людей,
которые в нем живут и которые им управляют. Профессиональная, нравственная,
эстетическая, интеллектуальная культура нужна в быту и на производстве. От
нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.
Общественная жизнь за последние полвека усложнилась, ее ритм ускорился. В
быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут
бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречается ежедневно с
сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на
предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской
компании. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных
нравственно-психологических ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя
вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает
особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов,
эстетических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить
свое достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть
многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание
понять собеседника.
Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас
от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает
каждый по собственному опыту. За многие века существования человеческой
культуры выработался ряд правил поведения, способствующих взаимопониманию,
позволяющих избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Эти
правила называют правилами хорошего тона, или правилами этикета.
Список используемой литературы
1. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: 1995
2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: 1993.
3. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с нем. М.: 1994.
4. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной.,1991.
5. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. , 2001.
6. Все об этикете. – М.: , 2000.
7. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.
8. Правила хорошего тона. М.: , 1993.
9. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: , 1997.
10. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: , 1999.
11. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.:, 1994.