Тема № 21. Технологии социальной работы в системе образования
Социальную работу в сфере образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае несколько отличаются, но цели остаются общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся, студентов, т. е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Социальная работа в сфере образования имеет исключительное значение; в том или ином виде она охватывает абсолютное большинство населения нашей страны, включая не только обучающихся во всех сферах образования (имея в виду и дошкольные учреждения), но и учителей школ и преподавателей профессионального образования, руководителей образования и сотрудников, обеспечивающих деятельность всей системы образования, а также родителей учеников и студентов, которые самым непосредственным образом втянуты в сферу образования.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.
Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т. е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования, содействовать более адекватному и эффективному; выполнению функций образования как социального института общества. В этом – отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении, деятельность которых ориентирована в большей мере на отдельные личности и конкретные группы, на решение индивидуальных проблем. Отсюда большое внимание уделяется не только взаимодействию учебных коллективов, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику. Во-первых, это связано с тем, что технологии реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений. Во-вторых, специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования. Проблемы эти можно разделить на несколько уровней:
Первый уровень – это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе. Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. Несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах.
Второй уровень – это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи. Хотя при чины неблагополучия здесь весьма различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или наоборот – виктимность, зависимое поведение аутизм, неспособность учиться в школе или профессиональном учебном заведении, осложнения во взаимодействии с коллективом и т.д. Все эти проявления характеризуются общим термином «школьная дезадаптация».
Третий уровень – это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, внутри коллективов учеников и студентов, коллектива учителей и др.). В основном все эти проблемы связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей, например, гиперактивность при дефиците внимания (в ряде стран, таких как США и Япония, она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатывались И.О. Коном, Б.Д. Парыгиным и А.Я. Гуревичем. Однако в последние годы данные теории ушли на второй план и о них забыли, что затрудняет понимание ситуации, особенно в школе.
С другой стороны, это связано со спецификой такой социальной группы, как учителя средних школ и преподаватели – можно говорить о социально-профессиональных проблемах данной группы, а также о состоянии ее здоровья, эмоционального равновесия, о проблеме «эмоционального выгорания», что для современной России стало особенно тяжелой социальной проблемой. В научных терминах есть специальный, который характеризует эту группу проблем – «педагогический травматизм».
Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
– недостаточная готовность учеников к обучению;
– трудности в освоении общеобразовательных программ;
– категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);
– высокая степень педагогической запущенности современных детей.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
– общая соматическая ослабленность;
– хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
– посттравматический синдром;
– логоневроз;
– психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
– отклонения интеллектуального и личностного развития;
– низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
– патохарактерологическое развитие личности;
– нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
– коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
– последствия перенесенного физического или психического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
– семейные отношения, сложные жизненные условия;
– нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
– проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность;
– социальное сиротство;
– социальная дезориентация и дезадаптация;
– склонность к противоправным поступкам.
Решение социальных и социально-психологических проблем, проявляющихся в сфере образования – важная задача по той причине, что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но и готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети более ранимы, чем взрослые, они легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случайные события, нечаянное зло, причиненное взрослым, тем более – учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, так же как состояние здоровья, во многом зависят от того, как пройден учебный процесс в школе. Не случайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.
Не менее сложна и важна работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней. Будущие профессионалы – это те, кто будет учить детей, лечить всех нас, руководить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции, от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь еще очень много нерешенных проблем. Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная (медико-социальная).
4. Учебно-воспитательная.
5. Научно-методическая.
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.
Классификация социальных технологий в последнее время привлекает большое внимание исследователей. Это объясняется не только теоретическим интересом. Классификация помогает найти наиболее подходящие конкретные технологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности. Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, сферы применения, поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической основы, методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мыслительной деятельности и творческих способностей), исторические (осмысление имеющегося в данной стране опыта и использование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), на социальные технологии согласия и социального партнерства, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.
Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, терапия, консультирование, обеспечение, страхование, посредничество, опека и попечительство. Для долговременных и сложных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Все эти технологии очень важны для социальной работы в школе и в вузе.
И все же требуется специальная классификация технологий социальной работы в сфере образования. Это работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, психологии, положению в обществе, социальным ролям, которые они исполняют в жизни, и по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить такие направления социальной работы, с дошкольниками и младшими школьниками; с подростками и старшими школьниками; с семьями школьников; со школьными учителями; с учащимися и со студентами; с преподавателями училищ и вузов; профилактика девиантного поведения в сфере образования в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает социальный работник. Особенности технологий социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками связаны с необходимостью предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать наиболее успешной учебной деятельности в младших классах. Здесь возможно использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, формы «обучения - воспитания» в интегрированных школах-детсадах. В последние годы быстро восстанавливается оздоровительная и коррекционная функция дошкольных образовательных учреждений. Следует учитывать, что проблемы школьной дезадаптации могут быть связаны и с одаренностью детей. Они часто ведут себя не совсем так, как это принято, непонимание со стороны взрослых и сверстников могут стать причиной формирования негативной девиации там, где ее могло и не быть. Одаренные дети часто проявляют негативное отношение к школе из-за формализованности познавательной деятельности. Порою их нонконформизм и индивидуализм ведет к напряженным отношениям с учителями и одноклассниками. Однако, пользуясь определенными методиками, можно диагностировать причины этих отклонений и выработать свою технологию адаптации этих детей к школьной жизни без потери их способностей.
Активно востребованы в сфере образования такие технологии социальной работы, как компенсирование, стимулирование, исправление. Компенсирование направлено на усиление некоторых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют и по какой-либо причине не могут быть восстановлены или восстанавливаются очень медленно. Вспомогательную роль в данном случае будут играть технологии стимулирования, которые помогут закрепить положительный эмоциональный фон отношений в классе, изменившуюся к лучшему самооценку ученика, успехи в учебной деятельности. Метод исправления в социальной технологии коррекции и терапии, пожалуй, наиболее сложный. Он предполагает профессионально-точную диагностику тех черт характера, которые требуется изменить, причин формирования отклоняющегося поведения, точный выбор методов, которые в этом случае граничат с психотерапией. Здесь может быть успешно использован метод «совместная разделенная дозированная деятельность», он предполагает не только четко поставленную цель, но и разделение (операционализацию) задачи на небольшие промежуточные этапы, которые социальный работник или учитель «проходит» вместе с учеником, постоянно контролируя полученный результат. Сотрудничество со взрослым и освоение новой модели поведения, шаг за шагом, становятся залогом успеха.
В технологиях социальной работы со школьниками должны сочетаться методы индивидуальные и групповые. Надо отметить одну из особенностей технологий социальной работы в школе – здесь прямые назидательные методы еще менее эффективны, чем в других сферах. Адаптация ребенка к коллективу нередко наталкивается на такое препятствие, как негативно социализированный коллектив.
Следует учитывать специфику технологий с такой группой, как подростки – это ученики 5-11-х классов (10-16 лет). Социальные проблемы, с которыми сталкивается современный подросток, можно разделить на следующие группы:
1) возрастные психологические проблемы и адаптация к ним;
2) проблемы возрастающей учебной нагрузки и стрессовые ситуации;
3) проблемы социализации.
Самыми трудными для подростков представляются именно проблемы социализации (третья группа). К ним относится необходимость социальной идентификации, выбор системы ценностей, жизненного сценария для своей судьбы, значимых взрослых, профессиональное самоопределение и освоение навыков коммуникаций в новом статусе – в статусе взрослого (взрослеющего) человека. Решение этих задач крайне осложнено социальной ситуацией в стране, в конкретных регионах, в семье, в школе (в тех социальных общностях, с которыми подросток непосредственно взаимодействует).
В работе с подростками возрастает роль групповых и средовых технологий. В этом возрасте особенно велико влияние средств массовой информации, телевидения, аудио- видеопродукции, массовой культуры – всех тех факторов окружающей социальной реальности, в которых еще не сформировалось новой системы ценностей и устойчивых нормативов нравственного поведения. По этой причине наибольший эффект дают технологии детско-юношеской клубной и кружковой работы – стремление подростков к объединению, взаимопониманию, к общей поддержке.
В этом смысле социальные технологии можно подразделить на две группы, социализационная (отработка моделей поведения подростков, построенная на нормах, принятых в конкретном социуме) и личностная (ориентированная на личностное самоопределение детей и молодежи, на самоактуализацию и достижение максимальной самореализации в изменяющемся мире).
Социальные технологии в сфере образования охватывают и такую группу, как учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также студенты. Социальные проблемы этих групп подразделяются на материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-правовые. Это проблемы адаптации к новой среде обучения (проблемы первокурсников), профессионального и личностного самоопределения, трудоустройства. Порой возникают и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с преподавателями, у работающих студентов и даже проблемы студенческой семьи.
Состояние сферы образования как в современной России, так и в мире во многом зависит от интенсивности девиационных процессов в обществе. Подбор эффективных технологий и методик социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения в сфере образования невозможен без анализа причин возникновения различных форм девиантности. Надо отметить, что проблема эта стремительно «молодеет», и не только в тех группах, которые связаны с различными формами психических заболеваний, но и в группах, демонстрирующих такие антиобщественные формы поведения, как пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция и различные виды агрессии.
Технологии социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения можно подразделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Оба направления реализуются либо в пространстве школы (это особенно профилактическое направление), либо в учреждениях, входящих в инфраструктуру образования. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику, действующему в сфере образования, лучше опереться не только на свои возможности, но и на опыт специальных социальных учреждений.
Сфера образования включает и специальные учебные заведения, в которых требуются особые технологии социальной работы. Их можно подразделить на две группы: интернатные учебные заведения для беспризорных детей и подростков, а также учебные заведения для детей с различными недостатками в умственном и физическом развитии. Здесь технологии социального плана применяются в единстве со специализированными медико-социальными, психологическими (или психиатрическими). Эффективность этих технологий зависит от согласованности действий разных специалистов.
Особый объект социальной работы в сфере образования – работа с семьями школьников. Семья играет большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается школьник или ученик среднего и начального профессионального образования, следовательно, социальный работник, стремясь к достижению своих целей, неизбежно должен охватить своей работой и семью. Специалисты считают, что не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в воспитании ребенка. Однако семьи, в которых формируются дети с девиантным поведением, имеют некоторые особенности: родители в таких семьях плохо знают своих детей, не обращают внимания на их чувства и психологическое состояние, не уделяют времени и сил на общение и воспитание ребенка, не умеют управлять их поведением, не знают их друзей, не знают, чем заняты дети в свободное время. Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские.
В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Прежде всего, это методы собеседования, консультирования (психологического – об основах отношений в семье и отношений с детьми), правового (о правах и обязанностях семьи, родителей, о возможностях правовой помощи), консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые, совершая ошибки, тем не менее, стремятся найти выход из своих трудностей. Главная особенность деятельности социального работника в том, чтобы четко разделить ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей, и те ситуации, где требуются более жесткие методы в защите ребенка (лишение родительских прав). Такие методы не относятся к арсеналу социального работника в системе образования, но принимать их следует с его участием. Задача же зачастую состоит в том, чтобы побудить к сотрудничеству те семьи, которые не всегда понимают, что причина проблем и конфликтов, отклонений в социализации ребенка или подростка коренится в самой семье и что ответ на возникшие вопросы тоже надо искать в семье.
До недавнего времени социальная работа в сфере образования рассматривалась только в отношении школьников, учеников средних учебных заведений или студентов. Между тем давно известно, что такая социальная группа как учителя средних школ, преподаватели системы начального и среднего специального образования, а также профессорско-преподавательский состав вузов не меньше нуждается в поддержке и реабилитации. Такая работа только разворачивается, социальные технологии в целом еще не сформировались, но в свете последних задач средней и высшей школы это становится насущной необходимостью. Социальные технологии в работе с этой группой включают консультирование, психологическую коррекцию и реабилитацию, тренинги, адаптацию к новым условиям учительского и преподавательского труда, а также использование социально-педагогических технологий, в частности повышение квалификации.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии этого социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества. От состояния образования зависит и общественный прогресс, и социальное благополучие, и социальная безопасность.
Технологии социальной работы с различными группами сферы образования очень многообразны, но эффективность их проявляется по-разному в различных ситуациях. Главное, что объединяет все технологии, – необходимость выработки новой модели образования на всех уровнях, изменения способов обучения и образования, изменения способов взаимодействия ученика и учителя, учащегося, студента и преподавателя, в конечном счете – необходимость изменения смысла и целей образования. Необходимость эта связана с общественной потребностью в гуманизации и гуманитаризации образования в той социальной среде, где неспециалист обслуживает общество, но общество создает благоприятные условия для максимального творческого развития человека.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества.