Общение как социально-психологический феномен
В социальной психологии явление общение является одним из важнейших феноменов.
Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.
Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер.
Общение- это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.
Общение (в узком смысле) – это процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.
В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.
Многие психологи исходят из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей.
Общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.
Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:
· как особый вид деятельности;
· как специфическая социальная форма информационной связи;
· как форма взаимодействия субъектов;
· как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;
· как процесс межличностного взаимодействия;
· как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;
· как существенный аспект человеческой деятельности;
· как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;
· как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.
Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.
И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.
Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог) было известно еще в Древней Греции.
Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.
Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.
То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей.
Кроме субъект - субъектного подхода, где партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, имеют место и другие подходы.
Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.
Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.
Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.
Общение оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.
Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и .т.д.
В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.
В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.
Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.
Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Известны различные подходы к классификации функций общения.
Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.
Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.
Регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения: не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.
Аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует следующие компоненты:
когнитивно-информационный (прием и передача информации),
регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий),
аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне)
социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций:
· контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
· информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
· побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение каких-л действий;
· координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
· понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
· амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
· установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
· осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Содержание общения может быть различным:
§ передача информации
§ восприятие друг друга
§ взаимооценка партнерами друг друга
§ взаимовлияние партнеров
§ взаимодействие партнеров
§ управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
§ информационная (обмен информацией между людьми)
§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
§ инструментальную (общ-е выступает как соц механизм упр-я и передачи инфо, необх-ый для совершения действия)
§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
§ социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.