Тема 7. Профессиональное общение юриста как социально-психологический феномен

(Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии)

Введение в проблему:

Анализ термина «профессиональное общение», его рассмотрение в этической и психологической литературе, раскрытие его значения для профессиональной деятельности юриста.

Содержание дискуссии: детальное рассмотрение профессионального общения как социально-психологического феномена применительно к профессиональной деятельности юриста.

Цели занятия:

1. Раскрыть специфику профессионального общения юриста.

2. Показать взаимосвязь высокой культуры общения и профессиональной успешности юриста.

3. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

Основные обсуждаемые вопросы учебной дискуссии:

1. В чем суть общения и коммуникативной компетентности юриста?

Основу обсуждаемого вопроса составляют положения, которые необходимо детально раскрыть:

- каковы виды общения?

- каковы типы общения?

- в чем специфика общения юриста?

- в чем суть коммуникативной компетентности юриста?

2. Охарактеризуйте этические аспекты перцепции.

Раскрытие данной проблемы предполагает:

а) рассмотрение культуры восприятия и понимания человека человеком;

б) раскрытие этико-психологических аспектов социальной перцепции.

3. Каковы этические аспекты коммуникации в юриспруденции?

Раскрытие данного вопроса происходит в ходе коллективного обсуждения подготовленного сообщения на тему: «Коммуникация в юриспруденции: этические проблемы», что предполагает поиск ответов участников дискуссии на вопросы:

- каковы требования, предъявляемые к речи юриста?

- в чем особенности базовых правил вербального этикета?

- чем состоит смысл активного слушания?

4. Каковы этические аспекты интеракции?

Раскрытие этико-психологических аспектов интеракции предполагает в процессе дискуссии поиск ответов на вопросы:

а) чем состоит культура установления психологического контакта?

б) каковы известные Вам приемы установления психологического контакта?

в) каково значение этикетных навыков для современного юриста?

Перечень вопросов краткой блиц-дискуссии для закрепления пройденного материала:

1. Раскройте сущность понятий: общение и коммуникативная компетентность юриста.

2. В чем состоит культура восприятия и понимания человека человеком?

3. Раскройте этико-психологические аспекты социальной перцепции.

4. Укажите требования, предъявляемые к речи юриста.

5. Сформулируйте базовые правила невербального этикета.

6. В чем состоит смысл активного слушания?

7. Раскройте этико-психологические аспекты интеракции.

8. В чем состоит культура установления психологического контакта?

9. Перечислите известные Вам приемы установления психологического контакта.

10. Каково значение этикетных навыков для современного юриста?

Подведение итогов дискуссии:

- анализ решения студентами конкретных вопросов в ходе обсуждения;

- оценка действий участников дискуссии;

- выставление оценок студентам.

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы дискуссии:

1. Изучить соответствующие вопросам дискуссии главы учебника: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – 347 с.

2. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме профессионального общения юриста.

3. Изучить лекционный материал.

Литература:

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С.108-131.

2. Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.47-58.

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – С. 184-206.

4. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С.4-18.

5. Основы деловой культуры [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.:Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

6. Основы этики и психологии профессиональной деятельности [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2014. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

7. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

8. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.25 – 43.

9. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - 2-е изд, доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

10. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 196-206.

Дополнительная:

1. Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие / Аминов И. И. – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 304 с.

2. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 2008. - 63 с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 2000. -104 с.

4.Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.,2009. - 55 с.

5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2005. - 108 с.

6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -- СПб, 2010. - 207 с.

7. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов ; Российская академия правосудия. - М. : НОРМА, 2005. – 272 с.

8. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – 176 с.

9. Лабунская В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 2009. –386 с.

10. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.

11. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 2006. –365 с.

12. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

13. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).

Занятие 6

Наши рекомендации