Структурные элементы и схема общения

Если анализировать общение как деятельность, по А.Н. Леонтьев, можно выделить его основные структурные компоненты:

- объект общения –другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность и мотивы общения –ради чего предпринимается общение;

- действия общения – инициативные и ответные, адресованные другому акты ;

- задачи общения –мини-цели, на достижение которых направлены разнообразные действия в конкретной коммуникативной ситуации (связаны с потребностями в общении);

- средства общения –с помощью чего осуществляется общение (вербальное – с помощью слов; невербальное – с помощью жестов, мимики, поз, взглядов, пластики и т.д.);

- продукт общения –то, что создается в итоге общения: образования материального и духовного характера (связаны с потребностями и функциями общения);

- контекст общения – исходные условия общения, т.е. это место, время, обстоятельства, в которых проходит общение, характеристики субъектов (связь с барьерами общения).

В (сокращенном) упрощенном виде это можно представить так:

структурные элементы и схема общения - student2.ru

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Наши рекомендации