Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца
Инструкция: Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.
Шкала для оценки:
7 – исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
6 – очень важная;
5 – достаточно важная;
4 – важная;
3 – не очень важная;
2 – мало важная;
1 – не важная;
0 – совершенно безразличная;
-1 – это противоположно принципам, которым Вы следуете.
Инструкция. До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности.
Руководящим принципом в моей жизни эта ценность является в следующей степени:
1. Равенство
2. Внутренняя гармония
3. Власть
4. Удовольствие
5. Свобода
6. Духовная жизнь
7. Чувство общности
8. Стабильность общества
9. Интересная жизнь
10. Смысл жизни
11. Вежливость
12. Богатство
13. Безопасность нации
14. Чувство собственного достоинства
15. Взаимность в отношениях с людьми
16. Творчество
17. Мир во всем мире
18. Уважение традиций
19. Зрелая любовь
20. Самоограничение
21. Равнодушие к мирским заботам
22. Безопасность семьи и близких людей
23. Общественное признание
24. Единение с природой
25. Новизна
26. Мудрость
27. Авторитет
28. Настоящая дружба
29. Мир красоты
30. Социальная справедливость
Теперь снова аналогичным образом оцените, насколько каждая из следующих ценностей-качеств важна для Вас в Вашей жизни. До того, как Вы начнете, прочитайте список ценностей с 31 по 75 и выберите одну из наиболее важных для Вас ценностей и оцените ее важность. Далее, выберите ценность наиболее противоречащую Вашим принципам (или, если такой нет, выберите ценность наименьшей для Вас важности) и оцените ее -1, 0 или 1. Затем оцените оставшиеся ценности.
Важной в моей жизни эта ценность является в следующей степени:
31. Независимый
32. Умеренный
33. Преданный
34. Честолюбивый
35. Широко мыслящий
36. Кроткий
37. Смелый
38. Защищающий природу
39. Влиятельный
40. Почитающий родителей
41. Целеустремленный
42. Здоровый
43. Способный
44. Принимающий свою участь
45. Честный
46. Заботящийся о своей репутации
47. Покорный
48. Умный
49. Полезный для других
50. Наслаждающийся
51. Верующий
52. Ответственный
53. Любознательный
54. Незлобивый
55. Успешный
56. Чистый
57. Уверенный в себе
58. Избегающий крайностей
59. Трудолюбивый
60. Самостоятельный
61. Полноценный
62. Компетентный
63. Эффективный
64. Подчиняющийся обстоятельствам
65. Искренний
66. Исполнительный
67. Обязательный
68. Думающий
69. Работающий на благо других
70. Любящий хорошо отдохнуть
71. Надежный
72. Заслуживающий доверия
73. Исследующий
74. Прощающий других
75. Опрятный
Обработка результатов
Приведем шкалы (мотивационные домены) С. Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера ценностей по опроснику. Значения переменных 1–12 вычисляются как средние значения.
– наслаждение (hedonism);
– достижения (achievement);
– социальная власть (social power);
– самоопределение (seft direction);
– стимуляция (stimulation);
– конформизм (restrictive conformity);
– социальность (prosocial);
– безопасность (security);
– зрелость (maturity);
– поддержка традиций (tradition maintenance);
– социальная культура (сulture specific values);
– духовность (spiritual).
Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины – С. Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:
а) 12-ти пар оппонентных шкал: 4–6, 9–6, 5–6, 2–7, 1–7, 2–8, 5–8, 1–12, 2–12, 3–12, 4–10, 5–10;
б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).
Приведем список доменов вместе с ценностями, которые в них входят. Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы I и С означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности.
Наслаждение (I)
4. УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний).
50. НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (едой, сексом, досугом и т.д.).
Достижения (I)
23. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение, одобрение других).
12. БОГАТСТВО (обладание материальными благами, деньгами).
55. УСПЕШНЫЙ (достигающий целей).
34. ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (трудолюбивый, целеустремленный).
43. СПОСОБНЫЙ (компетентный, эффективный, квалифицированный).
Социальная власть (I)
27. АВТОРИТЕТ (право руководить и распоряжаться).
3. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (управление другими, влияние).
39. ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события).
46. ЗАБОТЯЩИЙСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ (защищающий свое «лицо»).
Самоопределение (I)
5. СВОБОДА (свобода действий и мысли).
16. ТВОРЧЕСТВО (уникальность, воображение).
41. ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (ставящий себе самостоятельно задачи).
31. НЕЗАВИСИМЫЙ (уверенный в себе, самостоятельный).
48. УМНЫЙ (логичный, думающий).
53. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, исследующий).
Стимуляция (I)
25. РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ (наполненная вызовами, новизной и изменениями).
9. ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (острые ощущения, переживания).
37. СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риска).
Ограничительный конформизм (C)
11. ВЕЖЛИВОСТЬ (учтивость, хорошие манеры).
20. САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, сопротивление соблазнам).
56. ЧИСТЫЙ (опрятный, аккуратный).
47. ПОКОРНЫЙ (исполнительный, обязательный).
Поддержка традиций (C)
18. УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).
8. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества).
40. ПОЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (выказывающий уважение).
51. ВЕРУЮЩИЙ (придерживающийся религиозных верований и убеждений).
Социальность (С)
1. РАВЕНСТВО (равные возможности для всех).
30. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).
17. МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свободный от войн и конфликтов).
6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).
45. ЧЕСТНЫЙ (подлинный, искренний).
49. ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других).
54. НЕЗЛОПАМЯТНЫЙ (охотно прощающий других).
33. ВЕРНЫЙ (преданный моим друзьям, группе).
Безопасность (I, C)
13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защита моей нации от врагов).
22. БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (защищенность семьи).
7. ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (чувство, что другие заботятся обо мне).
28. НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близкие, оказывающие поддержку друзья).
52. ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия).
42. ЗДОРОВЫЙ (физически и психически).
Зрелость (I, C)
26. МУДРОСТЬ (зрелое понимание жизни).
19. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная связь).
14. САМОУВАЖЕНИЕ (чувство собственного достоинства).
10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).
29. МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства).
2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).
35. ШИРОКО МЫСЛЯЩИЙ (терпимый к различным идеям и убеждениям).
Социальная культура (I,C)
15. ВЗАИМНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ (избегание задолженностей).
24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).
21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.
44. ПРИНИМАЮЩИЙ СВОЮ УЧАСТЬ В ЖИЗНИ.
32. УМЕРЕННЫЙ (избегающий крайних чувств и поступков).
36. КРОТКИЙ (скромный, непритязательный).
38. ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПРИРОДУ (сохраняющий окружающую среду).
Духовность (I, C)
2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).
5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).
10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).
21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.
24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8»
Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14–17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации – цели жизни и ценностные ориентации – средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа – ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.
ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.
ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.
ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.
ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.
ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности – высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным – это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.
ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям – любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.
ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей: организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.
ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.
ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе – скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
Опросник ЦОЛ
Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет.
Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:
1. совершенно не важно, есть у меня это качество или нет
2. скорее не важно, чем важно
3. не очень важно
4. важно в средней степени
5. скорее важно, чем не важно
6. очень важно
7. обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.
Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.
1. | Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру). | 28. | Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий. |
2. | Одеваться по моде. | 29. | Быть требовательным к себе. |
3. | Быстро овладевать профессиональными умениями. | 30. | Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии). |
4. | Быть в курсе последних местных новостей | ||
5. | Быть смелым в принятии решений. | 31. | Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект. |
6. | Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей. | ||
7. | Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве. | 32. | Получать высокую заработную плату. |
8. | Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей). | ||
9. | Быть скромным. | 33. | Приобрести богатый профессиональный опыт. |
10. | Заниматься общественной работой в группе. | 34. | Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам. |
11. | Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной области | ||
12. | Иметь свою благоустроенную квартиру. | 35. | Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели. |
13. | Сознавать, понимать полезность своего труда для других людей. | 36. | Быть бескорыстным. |
14. | Иметь возможность общаться с товарищами. | 37. | Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам. |
15. | Быть инициативным, самостоятельным в решении задач. | 38. | Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей. |
16. | Быть искренним в отношениях с людьми. | ||
17. | Быть уверенным в себе и своих силах. | 39. | Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому. |
18. | Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми. | 40. | Работать в дружине, по охране порядка и т.п. |
19. | Иметь чувство собственного достоинства. | 41. | Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам. |
20. | Заниматься общественной работой или работать в выборных органах училища (техникума). | 42. | Быть материально обеспеченным. |
43. | Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело. | ||
21. | Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в понимании жизни. | 44. | Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе. |
22. | Иметь личную автомашину. | 45. | Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях. |
23. | Получать удовольствие от процесса труда. | 46. | Быть готовым словом и делом помочь другим людям. |
24. | Отдыхать в приятном общении с друзьями. | 47. | Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора. |
25. | Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы. | 48. | Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться. |
26. | Быть ответственным за порученное дело. | 49. | Стремиться к самоусовершенствованию. |
27. | Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека. | 50. | Участвовать в решении общественных и государственных вопросов. |
Обработка результатов.
После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, психолог начинает обработку сырых оценок, которые переводит в стандартные (в данном случае принимаем М=10,0 и s=4,0). Это обязательно следует делать, т.к. анализ распределений оценок по всем шкалам выявляет у части испытуемых явную асимметрию оценок либо в сторону занижения, либо в сторону завышения, а также преобладание крайних, полярных оценок у одних испытуемых и, наоборот, средних оценок у других. Стандартизация оценок осуществляется по формуле:
, где - стандартная тестовая оценка, - сырая оценка,
М – среднее арифметическое и s – стандартное отклонение.
Стандартные Z-оценки неудобны для практического использования, так как часто бывают дробными, а если < M, то и отрицательными числами. Поэтому на практике часто используются «взвешенные оценки» ( ), которые определяются по формуле:
, где и - константы центрирования и пропорциональности соответственно, в данном примере =10 и =4.
Затем по формуле приписываются новые значения в целых числах баллом от 1 до 7.
,
где мы обозначили как Хс – это «взвешенные» оценки, Хi – сырые оценки (цифры от 1 до 7).
С помощью перевода сырых оценок каждого испытуемого во «взвешенные» элиминируются погрешности измерения, связанные с индивидуальными особенностями оценочной деятельности испытуемых.
Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Опыт показывает, что для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки.
С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.
Ключ расшифровки ответов.
ЦО – цели жизни:
ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43.
ЦО на общение № 4,14,24,34, 44,47.
ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49.
ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50.
ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42.
ЦО – средства достижения целей жизни:
ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46.
ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48.
ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45.
ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Обычно мне очень скучно | 3 2 1 0 1 2 3 | Обычно я полон энергии |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3 2 1 0 1 2 3 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
В жизни я не имею определенных целей и намерений | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | 3 2 1 0 1 2 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов | 3 2 1 0 1 2 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни |
Моя жзнь пуста и неинтересна | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленна | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня растерянности и беспокойства |
Я человек очень обязательный | 3 2 1 0 1 2 3 | Я человек совсем не обязательный |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию | 3 2 1 0 1 2 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | 3 2 1 0 1 2 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я нашел свое призвание и цель |
Мои жизненные взгляды еще не определились | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни | 3 2 1 0 1 2 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания |
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.
Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат) – 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля – Я) – 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Шкала | Мужчины | Мужчины | Женщины | Женщины |
Среднее знач. | Станд. откл. | Среднее знач. | Стан. Откл. | |
1. Цели | 32,90 | 5,92 | 29,38 | 6,24 |
2. Процесс | 31,09 | 4,44 | 28,80 | 6,14 |
3. Результат | 25,46 | 4.30 | 23,30 | 4,95 |
4. ЛК-Я | 21,13 | 3,85 | 18,58 | 4,30 |
5. ЛК-жизнь | 30.14 | 5,80 | 28.70 | 6,10 |
Общий ОЖ | 103,10 | 15,03 | 95,76 | 16,54 |
Интерпретация шкал:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ(осмысленность жизни) будут присущи человеку, живущему в настоящем сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста*, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем (однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее).
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение продуктивности и осмысленности прожитого. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля – Я (ЛК–Я) (Я-хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизнью (ЛК-жизнь). При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Исследование Руковдства коллективом
Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)
Назначение: Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом надо, однако, учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Инструкция: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Опросник
1. | При принятии важных решений вы: | |||||||||
А) | Посоветуетесь с коллективом; | |||||||||
Б) | Постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения; | |||||||||
В) | Примите решение единолично. | |||||||||
2. | При организации выполнения задания: | |||||||||
А) | Предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль; | |||||||||
Б) | Не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо; | |||||||||
В) | Будете регламентировать деятельность членов коллектива. Строго определяя, как надо делать. | |||||||||
3. | При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных: | |||||||||
А) | Будете жестко контролировать каждого из них; | |||||||||
Б) | Доверите осуществление контроля самим подчиненным; | |||||||||
В) | Посчитаете, что контроль не обязателен. | |||||||||
4. | В экстремальной для коллектива ситуации: | |||||||||
А) | Будете советоваться с коллективом; | |||||||||
Б) | Возьмете все руководство на себя; | |||||||||
В) | Полностью положитесь на лидеров коллектива. | |||||||||
5. | Строя взаимоотношения с членами коллектива: | |||||||||
А) | Будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах; | |||||||||
Б) | Будете общаться, в основном, если к вам обратятся; | |||||||||
В) | Будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными. | |||||||||
6. | При управлении коллективом: | |||||||||
А) | Будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах; | |||||||||
Б) | Посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»; | |||||||||
В) | Будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости. | |||||||||
7. | В отношениях с членами коллектива: | |||||||||
А) | Будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым; | |||||||||
Б) | Будете поддерживать только деловые отношения; | |||||||||
В) | Будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени. | |||||||||
8. | По отношению к замечаниям со стороны коллектива: | |||||||||
А) | Не допустите замечаний в свой адрес; | |||||||||
Б) | Выслушаете и учтете замечания; | |||||||||
В) | Отнесетесь к замечаниям безразлично. | |||||||||
9. | Пи поддержании дисциплины: | |||||||||
А) | Будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных; | |||||||||
Б) | Сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным; | |||||||||
В) | Учтете, что поддержание дисциплины – это не ваш «конек», и не будете «давить» на подчиненных. | |||||||||
10. | В отношении того, что о вас подумает коллектив: | |||||||||
А) | Вам будет безразлично; | |||||||||
Б) | Постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете; | |||||||||
В) | Внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной. | |||||||||
11. | Распределив полномочия между собой и подчиненными: | |||||||||
А) | Будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях; | |||||||||
Б) | Будете полагаться на исполнительность подчиненных; | |||||||||
В) | Будете осуществлять только общий контроль. | |||||||||
12. | При возникновении затруднений при принятии решения: | |||||||||
А) | Обратитесь за советом к подчиненным; | |||||||||
Б) | Советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам; | |||||||||
В) | Примете советы подчиненных, даже если их не просили. | |||||||||
13. | Контролируя работу подчиненных: | |||||||||
А) | Будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты; | |||||||||
Б) | Будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить; | |||||||||
В) | Осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?) | |||||||||
14. | Руководя подчиненными: | |||||||||
А) | Сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно; | |||||||||
Б) | Будете в основном использовать просьбу, а не приказ; | |||||||||
В) | Вообще не умеете приказывать. | |||||||||
15. | При недостатке знаний для принятия решения: | |||||||||
А) | Будете решать сами – ведь вы же руководитель; | |||||||||
Б) | Не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным; | |||||||||
В) | Постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой. | |||||||||
16. | Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: | |||||||||
А) | Будете строгим, даже придирчивым; | |||||||||
Б) | Будете требовательным, но справедливым; | |||||||||
В) | К сожалению, будете не очень требовательным. | |||||||||
17. | В отношении нововведений: | |||||||||
А) | Будете скорее консервативным (как бы чего не вышло); | |||||||||
Б) | Если они целесообразны, то охотно их поддержите; | |||||||||
В) | Если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке. | |||||||||
18. | Вы считаете, что в нормальном коллективе: | |||||||||
А) | Подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя; | |||||||||
Б) | Должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится; | |||||||||
В) | Исполнители могут быть предоставлены сами себе. | |||||||||