Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования: основные виды, примеры

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) малоформализованные методики.

К формализованнымметодикам относятся: тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики. Для них характерны:

· определенная регламентация;

· объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);

· стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);

· надежность;

· валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованнымметодикам следует отнести: наблюдение; беседу; анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно, когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию Малоформализованные методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте психологической подготовленности психодиагноста. Малоформализованные методики и формализованные методики, как правило, взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми, с этой целью могут быть использованы интервью, беседа, наблюдение.

Формализованные методики:

Тесты

Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.Тесты состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

- Форма психологического тестирования По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты – это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора испытуемого происходит один на один. преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями) слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию; отмечать функциональное состояние испытуемого и пр. Индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле они менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты – это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей. Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Недостатки: у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить.

- По форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

- по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек деталей геометрических фигур и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты – это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлектометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с клавиатуры. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращений за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа и т.д.

- по характеру стимульного материала Вербальные и невербальные тесты. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты, – тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции (являются прогрессивные матрицы Равенна). Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

- По содержанию тесты обычно делятся на следующие направления: тесты интеллекта; тесты способностей; тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностичскими методиками. По форме тесты интеллекта могут быть: групповыми; индивидуальными; устными; письменными; бланковыми; предметными; компьютерными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов.

Тесты способностей. - предназначенны для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками; умениями в различных областях и разнообразных видах художественных деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности.Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.), Ответы испытуемых здесь оцениваются по типу правильно – неправильно.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых. Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты.

Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ (например, Тест замаскированных фигур Уиткина, Тест ригидности Лачинса и др.). Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной.

Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие. Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

2.Опросники -такая группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру согласия или несогласия.

Личностные опросники - стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотреныварианты на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь осветить»). Достоинством закрытых опросников является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают следующие виды анкет: с открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ); с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных); с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации. Среди опросников-анкет в психодиагностичеких целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека

3. Проективная техника– это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление. Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в большей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик:

· методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

· методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

· методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

· методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

· методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

· методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

· методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. Психофизиологические методики -позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Эти методики разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках «дифференциальной психофизиологии». Данные методики имеют ясное теоретическое, обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Психофизиологические методики, диагностирующие индивидуальные различия, лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других – с другими. По своей форме большинство психофизиоогичесикх методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, таки специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Как аппаратурные, так и бланковые методики носят индивидуальный характер.

Малоформализованные методики:

1. Метод наблюдения. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. В качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель. Наблюдение как метод включает: цель наблюдения и схему наблюдения.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, – получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим. Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты доступные прямому наблюдению (единицы поведения). Выбор способов и формы описания наблюдения зависит от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения: Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя ; Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку, в которой он происходил; Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность. При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения хронологические лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного временит и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных промежутков времени); единичные..

2. В зависимости от ситуации: полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту открытое или скрытое (например через стекло Гезелла), наблюдение со стороны и включенное (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).

2. Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он позволяет получить информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью– это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает следующим:

· свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

· стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

· частично стандартизованное (стойкаястратегия, а тактика более свободная).

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.

Диагностическое интервью – это метод получения информации общего содержания. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) (письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке;творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.). Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее зарегистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками – умение провести качественный анализ т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом, зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц, его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т.п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т.д.), глаголов, логических блоков и т.п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.




Казуальная атрибуция.

Каузальная атрибуция.В с.п. имеется большое кол-во эксперим. исследований в области межличностной перцепции. Все их можно разделить на два больших класса:1. Изучение содержания межличностной перцепции (хар-ки субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).Всякое восприятие есть определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны:1. Оценивание друг друга и2. Изменение каких-то хар-к друг друга благодаря самому факту своего присутствия.Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, кот. может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие хар-ки. Приписывание осущ-ся либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция. Область приписываемых хар-к определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается, другие - воспринимают преимущественно психологические хар-ки других людей, и в этом случае открывается особый простор для приписывания.Приписывание причин поведения и хар-к осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим - хорошие. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отриц. черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Можно выделить два больших класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (хар-ки субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Всякое восприятие есть определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны:

1. Оценивание друг друга и

2. Изменение каких-то хар-к друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования каузальной атрибуции, которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта.

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Наши рекомендации