Критерии оценки речи оратора
Составляющие техники речи | Критерии оценки речи оратора | ||
положительные | отрицательные | ||
Дикция | четкое произнесение звуков и слов | невнятное произнесение; дефекты речи; глотание" звуков и слогов | |
Темп | 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости | 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления | |
Интонация | мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы | мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы | |
Голос | 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос | 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.) | |
Контакт с аудиторией
Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.
Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.
Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.
Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.
Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:
1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь "навести мосты взаимопонимания".
2. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.
3. Начинайте говорить только после того, как установится тишина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости — и более длительная пауза.
4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.
5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.
6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.
7. Наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение.
8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.
9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.
11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.
12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.
13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.
14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.
Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.
Образ оратора (кто говорит)
При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:
60% – КТО оратор, что он из себя представляет;
30% – КАК оратор говорит;
10% – ЧТО он говорит.
Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.
Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.
1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.
2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.
3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)
4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.
Жестом называют любое видимое действие, производимое с коммуникативной целью и заключающее в себе смысл, разделяемый как действующим лицом, так и теми, к кому это действие адресовано. Жестикуляция является неотъемлемой частью человеческого намерения что-либо высказать. З.З.Чанышева предлагает следующую классификацию жестов:
- символические:примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест - поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале.
Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведены за голову, выражение превосходства. Руки в боки - символ непокорности; обхватить руками голову - признак неприятности или беды.
Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом. Жест интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.
Известен так же жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас;
Жест противопоставления, антонимичности - кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь": Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить.
Жест разъединения, расподобления - ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.
Жесты объединения, сложения, суммы - пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.
- экспрессивные (эмоциональные):это жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
-ритуальные:
-условные (предписывающие, запрещающие, утвердительные, отрицательные);
-изобразительные:появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
-предметные (форма, размер, число);
-указательные (указывают на место, движение, направление). Можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой - то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: " У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.
ритможесты: тесто связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Кроме того, жесты можно разделить на 5 групп в соответствии с их функционированием:
1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения; указатели: пиктографы - образные картинки изображения; кинетографы - движение телом, идеографы - свободные движения руками.
2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда).
3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает - “до свидания”.
4. Адаптаторы - это привычки человека, связанные с движением рук.
5. Жесты-афоректоры - жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.