Ключевые термины и понятия
Делегирование — передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение.
Дерево целей — графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей организации.
Контроль — процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности; процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Линейная структура управления — иерархическая система линейных руководителей, каждый из которых осуществляет единоличное управление подчиненными ему руководителями нижестоящей ступени, выполняя все функции управления.
Линейно-штабная структура управления — иерархическая система линейных руководителей, при каждой из которых имеется штаб (аппарат) управления, состоящий из отделов, специализирующихся на выполнении отдельных функций управления.
Матричная структура управления — тип организационной структуры, которая организуется путем совмещения структур двух типов: линейной и программно-целевой. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами.
Миссия — наиболее общая цель фирмы, смысл ее существования в мире бизнеса.
Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать целенаправленным образом; процесс пробуждения себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации.
Планирование — систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнениезаданий.
Стратегия — оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.
Структура управления предприятием — совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Тактика — краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов; совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
Функции менеджмента — определенный вид деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляют собой управленческие функции?
2. Какова сущность стратегического планирования?
3. Назовите основные этапы процесса стратегического планирования и дайте их краткую характеристику.
4. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
5. Каковы характеристики эффективных целей?
6. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?
7. Какова цель анализа сильных и слабых сторон фирмы?
8. Что такое тактика, Стратегия организации?
9. Назовите основные планы, которые должны разрабатываться в организации, и их содержание.
1.0. Какие типы организационных структур управления вы знаете?
11. Есть ли связь структуры управления с целями организации?
12. Раскройте сущность структур органического типа.
13. Как можно оценить эффективность той или иной структуры управления?
14. Какова взаимосвязь между стратегией и структурой?
15. Почему делегирование полномочий имеет фундаментальное значение для управления?
16. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
17. Что такое мотивация?
18. Почему умение работать с людьми — важнейший фактор делового успеха?
19. Какую роль в мотивации «грают вознаграждения?
20. Какие вы знаете способы вознаграждения человека за труд?
21. В чем разница между внешним и внутренним вознаграждение?
22. Охарактеризуйте иерархию потребностей по А. Маслоу.
23. Каковы основные идеи теории ожиданий Врума, теории справедливости?
24. Какие выводы можно сделать из теории справедливости для использования в практике управления?
25. Какова роль контроля в управлении?
26. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
27. Каковы основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?
28. На какие этапы распадается процесс контроля?
29. Почему важно установить масштаб допустимых отклонений?
30. Какие особенности поведения людей следует учесть менеджеру при разработке системы контроля?
Вопросы для обсуждения и практические задания
1. Сформулируйте миссию какой-либо известной вам организации и дайте обоснование своего подхода.
2. «Предвидение будущего — одна из величайших проблем, стоящих перед руководителями». Обсудите это утверждение в контексте современного общества.
3. Опишите организационную структуру в вашем колледже. Свое описание сопроводите схемами.
4. Имеется ли связь между сокращением управленческого аппарата фирмы и совершенствованием организационной структуры?
5. Что значит «создать свою команду»?
6. «Больше ответственность перекладывать не на кого». Каковы следствия этого утверждения для руководителей низшего, среднего и высшего звена?
7. Если один из ваших сотрудников превышает свои полномочия, что вы, эффективный менеджер, сделаете для исправления ситуации?
8. При эффективном управлении задачи, ответственность и полномочия тесно связаны друг с другом. Что превзойдет, если одни из этих элементов, будет исключен или изменен?
9. Опишите ситуация в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника».
10. Подумайте о том, какую работу вы хотели бы получить после окончания колледжа. Расскажите, используя «пирамиду потребностей», почему эта работа привлекает вас.
11. Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования:
а) быстрого выполнения задания;
б) риска;
в) изобретения;
г) самостоятельности в работе;
д) точности и аккуратности;
е) новых идей?
12. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:
• вас лично в учебной группе;
• квалифицированного рабочего;
• служащего в конторе;
• неквалифицированного работника;
• профессионала (врача, юриста, преподавателя).
13. Приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?
14. Внимательно прочитайте конкретную ситуацию, затем, ответьте на вопросы.
Мотивирование работников мясокомбината
Года три назад Петр Романов ехал директором и основным совладельцем приватизированного предприятия «Подмосковный мясокомбинат, которое находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию, во все близлежащие области и регионы, а объем этих продаж рос на 20 % в год. Люди покупали продукцию комбината благодаря ее хорошему качеству. Однако Романов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения свой работы. Они делали крупные ошибки; путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции; добавляли в исходную продукцию не те добавки; плохо перемешивали состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест. В общем, люди делали в течение восьми часов только то, что им было сказано, а затем шли домой.
Для того, чтобы повысить мотивированность и обязательства работников комбината, Романов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии решений. Для начала они доверили работникам проверку качества продукции. В результате не высшее руководство определяло «вкус» продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству продукции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится предприятию и что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий.
Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоропортящейся продукции. Для этого членами бригады пришлось собрать необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том, как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшения в производственном процессе. В итоге все это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким и чье безразличие мешало улучшению работы. Позже жалобы стали распространяться и на руководителей и сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.
Романов, другие высшие руководители предприятия и представители рабочих разработали новую систему оплаты, названную «разделенным участием в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «доналоговой» прибыли делится каждые шесть месяцев между работниками предприятия. Индивидуальное участие в разделенной прибыли основывалось на результатах оценки уровня выполнения работы каждым из участников этою процесса. Сама система оценки была разработана и проводилась в жизнь группой работников мясокомбината, представляющих его отдельные подразделения. Так, работники предприятия оценивались по вкладу их в групповую работу; по тому, как они коммуницируют с членами группы; по их отношению к групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техники безопасности.
Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а при необходимости ж за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решения по графику работы, требуемому бюджету? измерению качества и обновлению оборудования. Многое, что раньше являлось работой руководителей группы на таком предприятии, теперь стало частью работы каждого члена группы.
Петр Романов считал, что успех его бизнеса определяйся следующим:
1. Люди хотят быть значимыми. И если это реализуется, причина—в руководстве.
2. Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, чего вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их.
3. Сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения.
4. Любые действия руководства к менеджеров предприятия в значительной мере влияют на формирование у работников ожидания.
5. Любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы.
6. Результаты деятельности предприятия показывают работнику, кто он такой и что представляет его работа. Работа заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каждым служит как его индивидуальным интересам, так и интересам предприятия в целом.
Вопросы к конкретной ситуации
1. Каким образом и в какой степени мотивационная политика Романова удовлетворяет потребности из иерархии А. Маслоу?
2. Объясните успех политики использования мотивационной теории ожидания.
3. Желали бы вы работать на «Подмосковном мясокомбинате»? Обоснуйте стой ответ.
4. Концентрировал ли Романов внимание на гигиенических факторах или на мотивационных факторах теории Герцберга в своей программе мотивации?
5. Охарактеризуйте существующую на мясокомбинате систему вознаграждения.
6. Возможен ли успех подобной мотивационной программы на предприятиях других отраслей, в том числе отраслей нематериального производства?
15. Молодой руководитель предприятия поручил заместителю провести скрытую проверку сотрудников, на предмет их соответствия требованиям и принятым нравственным нормам. Результаты не были доведены до сведения сотрудников, а на основе результатов руководитель наметил программу движения кадров. В чем заключается ошибочность поведения руководителя?
16. Прочитайте конкретную ситуацию и ответьте на вопросы.
«Аквариус» меняет стратегию
Пионер российского компьютерного производства (правильнее говорить о компьютерной сборке) фирма «Аквариус-системс-информ» в апреле 1995 г. объявила о том, чта она практически выходит из этого бизнеса и концентрируется на продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на российский рынок таких известных производителей компьютеров, как фирмы «Фудзицу» ж «Двджитал*, «Аквариус» надеялась добиться успеха в сбытовом бизнесе. Компьютерное производство было решено законсервировать до тех пор, пока не сложатся предпосылки для возврата в «производственный» бизнес.
Сборкой персональных компьютеров фирма «Аквариус» занялась в 1990 т. Тогда это было революционным начинанием. И не столько потому, что фирма «Аквариус», имевшая в то время статус СП, решила заняться производством, а не импортом компьютерной техники, как это делало подавляющее большинство советских компьютерных фирм, но и в первую очередь потому, что предприятие открыло свой завод по сборке компьютеров в г. Шуе Ивановской области. В те августовские дни 1990 г. было очень много восторженных отзывов я лестных высказываний во неводу начинания фирмы «Аквариус». Прогнозы были исключительно оптимистичным.
Завод в Шуе позволяй производить Ш тыс. компьютеров в месяц, В условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых поставок. Фирме «Аквариус» удалось заключить выгодный договор с Союз-ЭВМ-комилектом, осуществлявшим поставки персональных компьютеров в рамках всего Советского Союза. В соответствии с договором, Союз-ЭВМ-комплект должен был закупить у «Аквариуса» 35 тыс. персональных компьютеров. Далее эта цифра автоматически увеличивалась до 75 тыс. К весне 1991 т. завод вышел на производство 6 тыс. персональных компьютеров в месяц. Однако обвалившийся рубль и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт с Сшоз-ЭВМ-комплектом. Фирма «Аквариус» пошла на разрыв контракта и уплату штрафов. После этого ей пришлось искать покупателей на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1 тыс. компьютеров в месяц. Далее эта ситуация еще усложнилась. В результате производство упало до 200—300 компьютеров в месяц, а число работников на заводе сократилось втрое: со 150 до 50 человек. Для того, чтобы завод работал безубыточно, необходимо было производить 1,5 тыс. компьютеров в месяц. Сбыт такого количества фирме был не под силу. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но эта попытка не дала желаемого результата. В условиях сокращения производства руководство фирмы пыталось сохранить кадры. Однако все-таки вынуждено было пойти на увольнение работников. В 1995 г. на заводе остались только квалифицированные сборщики, которые выполняли функции охранников и в случае появления заказов на компьютеры осуществляли их сборку.
Трудности Т992 г. «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также сферу торговли и строительства, фирма добилась того, что ее годовой оборот в 1993 г. составил примерно 100 млн. долл. При этом на долю компьютерного направления пришлась только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20 %) и меньше доли оборота, приходящейся на инвестиционные проекты (32 % всего оборота);
Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из десяти практически самостоятельных фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса, таких, как строительство, компьютерный бизнес и др. Во главе группы стоит холдинговая компания, которая владеет контрольным пакетом акций.
Вопросы к конкретной ситуации
1. Насколько управление в фирме «Аквариус» может рассматриваться как стратегическое?
2. Каким образом фирма «Аквариус» добилась установления баланса с внешним окружением?
3. В какой мере «желания» фирмы были перечеркнуты изменениями во внешней среде?
17.' Американская корпорация ЗМ известна в мире. В ее штате 83 тыс. человек, из которых 7 тыс. ученых. Ассортимент продукции, производимый корпорацией, составляет более 60 тыс. наименований. Корпорация ЗМ входит в число 100 наиболее преуспевающих компаний США.
Фундаментом деятельности корпорации является сочетание новаторских идей с техническим их воплощением, в результате чего создается высококачественный хорошо продаваемый товар и корпорация ЗМ занимает лидирующее положение в области нововведений. Этому же способствует и эффективный менеджмент.
В деятельности корпорации можно выделить пять основных направлений:
— производство новой продукции — финансовая цель. Не менее '/4 реализованной продукции должно приходиться на изделия, поступившие в производство в течение последних пяти лет. Работа менеджеров компании оценивается по этому критерию. Отсюда их стремление поддерживать на высоком уровне научные исследования и поощрять к этому своих сотрудников;
— свободный обмен информацией между сотрудниками на разных этапах разработки проекта. Это обеспечивает, с одной стороны, возможность использования в новых областях созданных современных технологий; с другой — контроль за ходом выполнения каждой работы;
— неудачи воспринимаются как источник инноваций. Из ошибок, от которых никто не застрахован, руководство стремится извлечь пользу. По этой причине корпорация продолжает трудиться над технологиями, первоначально не дающими прибыли;
— предоставление сотрудникам условий и времени для того, чтобы они могли обдумать и предложить собственные идеи. Людям свойственно особенно активно работать над своими идеями. Поэтому служащим фирмы разрешается до 15 % рабочего времени уделять таким разработкам;
— создание и предоставление самостоятельности временным подразделением корпорации. Сотрудник, который выдвинул идею о новом товаре, при одобрении ее руководством корпорации становится главным менеджером и получает необходимые финансовые средства и оборудование. Он подбирает группу специалистов (производственников, маркетологов, сбытовиков, ценовиков) и создает временное подразделение. Задача такого коллектива: разработка изделия опытного образца до внедрение в массовое производство с последующей реализацией.
Все сотрудники данной группы получают повышение в должности и прибавление к заработной плате в случае успешного выполнения проекта.
Вопросы к конкретной ситуации
1) Сформулируйте стратегию деятельности корпорации ЗМ. Что главное в стратегии?
2) Какова роль менеджеров в успехах фирмы?
3) Какие условия требуются для использования опыта инновационной деятельности корпорации ЗМ на предприятиях России?