Показатели эффективности управления
Показатель эффективности– количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями.
Показатель эффективности управления:
(1)
- где П – прибыль организации, ден.ед; - ЗУ – затраты на управление, ден.ед.
Коэффициент численности управленческих работников:
(2)
- где ЧУ – численность работников управления, чел;
- Ч - численность работников организации, чел.
Коэффициент затрат на управление:
(3)
- где З - общие затраты на управление, ден.ед.
Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Коэффициент эффективности совершенствования управления:
(4)
где Эг — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий, ден.ед;
- Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления, ден.ед.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:
(5)
где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления ден.ед;
- ЕН - отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):
(6)
где ЭО — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, ден.ед;
- ЗУ — общие затраты на совершенствование управления, ден.ед.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии фирмы, ее общественную значимость.
Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них:
ü повышение научно-технического уровня управления;
ü уровень интеграции процессов управления;
ü повышение квалификации менеджеров;
ü повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
ü формирование организационной культуры;
ü ·удовлетворенность трудом;
ü завоевание общественного доверия;
ü усиление социальной ответственности организации;
ü экологические последствия.
Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.
Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).
В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.
Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле:
(7)
где С1, С2 — стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), ден.ед.;
- В2 — годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;
- ЕН — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН); ЕН для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15;
ТН = 6,7 года;
- ЗЕД - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, ден.ед.
По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.
В связи с этим специалисты рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:
(8)
где Э — общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, ден.ед.;
- ЭВ — экономия, достигаемая за счет высвобождения численности.;
- ЭДС — экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
- ЭТ — экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, ден.ед.;
- З — сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, ден.ед.
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.
Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления.
Существует следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.
Технические мероприятия направлены на совершенствование технологий, оборудования, режимов переработки сырья, качества применяемых ресурсов.
Организационные мероприятия направлены на совершенствование организации учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.
Социально-экономическиемероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Также необходимо проводить оценку эффективности труда менеджера, которая в свою очередь, является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:
· оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;
· оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;
· оценка результатов работы менеджера;
· оценка содержания труда менеджера.
Формами оценки менеджера являются: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.
Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им ежедневно в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств: профессионализм и компетентность; деловые качества; личные характеристики.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
ТЕМА 1: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
Вопросы для обсуждения
1. Анализ подходов к определению понятия менеджмент, характеристика объектов и субъектов менеджмента.
2. Основные категории менеджмента.
3. Понятие организации, черты, основные элементы.
4. Современный менеджер и его роль в организации.
5. Особенности развития теории и практики управления в Республике Беларусь.
Ситуации для анализа
Ситуация 1.Вы директор логистического центра. Ваш менеджер по логистике пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи менеджеру по логистике, а потом уже Вам. Вам это не нравится. Какие действия Вы предпримете, чтобы изменить ситуацию.
Ситуация 2.Вы начальник отдела логистики, к вам пришел сотрудник отдела с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спрашиваете его о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш отдел очень нужного и квалифицированного специалиста. Как бы Вы отреагировали на просьбу сотрудника?
Ситуация 3.Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее: посетителей устраивает ассортимент; посетители довольны качеством приготовленной пищи; им нравится качество обслуживания и вежливость персонала. Но посетители не хотели бы приходить в это кафе в следующий раз в связи с тем, что персонал плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, ругаются, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию. Какие мероприятия, на ваш взгляд, должен провести директор кафе для сплочения коллектива, создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Задание для самостоятельной работы
Задание 1.
Вы утверждены в должности начальника отдела закупок. Коллектив с вами не знаком. Подготовьте тезисы своего выступления перед работниками отдела, придерживаясь следующего плана:
1. Что вы можете рассказать о себе как о человеке и специалисте (ваше прошлое, настоящее, планы на будущее)?
2. Какие мотивы побудили вас прийти именно в этот отдел и занять должность начальника?
3. Ваше отношение к своим обязанностям, правам, полномочиям. Какие задачи вы хотели бы решать?
4. Что вы ожидаете от коллектива, в чем хотите найти поддержку и понимание?
5. Как вы представляете себе будущее отдела, трудового коллектива, его деятельность, общественную жизнь и перспективы роста?
Если учесть, что члены коллектива будут по-разному прогнозировать ваши действия, ожидая подтверждений своим предположениям, ваше выступление должно быть кратким, четким, аргументированным, убедительным, эмоционально ярким. Время на подготовку — не более 30 мин., на выступление перед коллективом отдела— 10 мин.
Задание 2
На основании имеющейся информации, личного опыта, установок и представлений постарайтесь прогнозировать свое поведение, если в первый день работы вы, как начальник отдела логистики, столкнетесь со следующими ситуациями:
1. Вам позвонят поставщики и сообщат о том, что нет оплаты за поставленные ресурсы.
2. Вам сообщат о поломке дорогостоящей оргтехники в отделе.
3. Вы получаете коллективную жалобу на одного из работников отдела.
4. К вам подойдет пожилой работник и сразу же начнет ругать прежнего начальника.
5. Вам предложат вечером после работы собраться узким кругом у одного из членов коллектива и отметить вступление в должность.
Постарайтесь дать краткое описание программы ваших действий в каждом конкретном случае. При обосновании любого из пяти случаев необходимо ответить на вопросы:
· Какие мысли возникли в первый момент?
· Как бы вы хотели поступить?
· Как поступите в действительности?
Время на подготовку — не более 30 мин., на сообщение о принятых решениях — 10 мин.
Темы докладов:
1. Особенности управления на белорусских предприятиях.
2. Американская модель менеджмента.
3. Японская модель менеджмента.
4. Китайская модель менеджмента.
5. Менеджер и его роль в управлении организацией.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2