Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
Макетирование
· 1. Введение
· 2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
· 3. Основные приемы макетирования
· 4. Закономерности композиционного постороения
· 5. Линейные элементы
· 6. Плоскость и виды пластической разработки поверхности
· 7. Простые объемные формы
· 8. Шрифт и его использование
· 9. Тематическое моделирование
· 10. Заключение
· 11. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Макет известен с древних времен. Само слово «Макет» в переводе с итальянского и французского означает набросок, то есть пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.
Современные учебные программы по макетированию, ориентированные на разные профессии, имеют общую основу. Они создавались под влиянием новых художественных направлений, возникших в начале XX в. в Советской России - во ВХУТЕМАСе (Высших художественных мастерских) и ИНХУКе (Институте художественной культуры), в которых работали крупнейшие художники и архитекторы того времени. Аналогичные программы разрабатывали немецкие архитекторы во главе с Вальтером Гропиусом в Баухаузе (г.Веймар).
В последующие десятилетия XX века во всех крупнейших архитектурно-дизайнерских школах Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Нижнего Новгорода, Екатеринбурга (Свердловска) и других городов программы по макетированию получили дальнейшее развитие.
В процессе макетирования студенты не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе.
Данное пособие представляет собой пропедевтический курс «Макетирования», объединивший в себе несколько авторских программ, разработанных и апробированных на подготовительных курсах МАрхИ. Оно предназначено для абитуриентов, решивших поступать в Московский Архитектурный институт или другие архитектурные и дизайнерские вузы, а также для студентов младших курсов архитектурно-художественных колледжей и всех, кто интересуется предметным художественным творчеством.
Предложенный курс помогает студентам-архитекторам в изучении программы «Объемно-пространственной композиции» на кафедре «Основ архитектурного проектирования», будет полезен при проектировании интерьеров и экстерьеров, в дизайне и разработке ландшафта окружающей среды, в полиграфии, оформлении витрин, рекламе и т.д.
Представленная программа дает возможности освоения технических приемов макетирования, построения и моделирования различных геометрических тел (от простых к сложным), знакомит с композиционными понятиями, являющимися основой творческого моделирования.
Подробно разработан раздел, посвященный цвету и его свойствам, использованию цвета в выявлении или разрушении формы.
Расширенно представлена тема шрифта.
В программу обучения включены различные дополнительные задания, которые призваны помочь учащимся овладеть практическими приемами макетирования.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Для создания хорошего макета необходим качественный подбор используемых материалов и инструментов, что наряду со способностями и стараниями учащегося, является залогом успеха в изготовлении макетов.
Основными материалами для макетов служат простые в использовании бумага типа «Ватман» и тонкий картон. «Ватман» бывает двух видов: рулонный и форматированный, в листах 60x80 и в папках размерами 30x40 или 30x20. В макетировании используют также и акварельную бумагу, которая по своим характеристикам приближена к картону.
Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов возможно использование как тонированной, так и белой поверхности для большей выразительности творческого замысла.
Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты (рис. 1):
Рис. 1
Макетный нож или резак, с выдвижным лезвием, хорошо заточенный.
Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то возможно использование измерителя с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуля с рейсфедером, для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.
Ножницыс прямыми концами.
Клей (наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, т.к. он белого цвета и не оставляет следов на листе). Для приклеивания цветной бумаги к ватману или картону при цветовой композиции используется резиновый клей.
Специальная доска из фанеры, пластика или оргалита.
Линейки, предпочтительно металлические, т.к. они не портятся макетным ножом, (желательно с резиновой подкладкой на нижней поверхности, чтобы она не скользила по бумаге, и с выступом сверху, за который ее удобно держать).
Цветная бумага.
Измеритель необходим для успешного выполнения макета, точного черчения и изготовления деталей и разверток. Он используется для откладывания размеров или деления отрезков вместо карандаша. Требуется иметь качественный набор чертежных инструментов, в который входят:
Готовальня - комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. В продаже имеются готовальни, как отечественного, так и зарубежного производства разных видов. При покупке готовален следует обращать внимание на то, чтобы в инструментах было меньше пластмассовых деталей. В готовальню должны входить следующие инструменты: круговой циркуль с карандашной вставкой большой и маленький (кронциркуль или «балеринка»), измеритель.
Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.
Рейка,натянутая при помощи лески на доску или подрамник, для проведения взаимно перпендикулярных и параллельных линий.
Рейка крепится на подрамник с помощью четырех гвоздей и, передвигаясь параллельно кромке листа бумаги или натянутого подрамника, обеспечивает необходимую точность черчения. При покупке рейку необходимо проверить. Для этого проводим прямую линию, а затем переворачиваем рейку и проводим линию по той же грани рейки. Если линии полностью совпадут, то рейка хорошая. Аналогично проверяются и все линейки.
Прямоугольные треугольникипод углами 30, 60 и 45°, для проведения прямых, параллельных, перпендикулярных и наклонных линий. При покупке треугольники также необходимо проверить.
Проверка проводится аналогично проверке линеек, но только в этом случае к прямой линии восстанавливаем перпендикуляр и проверяем совпадаемость сторон треугольника.
Карандаши твердостью НВ, Н, 2Н, ЗН или по российским стандартам ТМ, Т, 2Т, ЗТ. Возможно использование карандашей вставок с толщиной грифеля 0,3-0,5 мм, типа Rotring, Stadler и т. д.
Резинки мягкие типа «Архитектор», «Кохинор» и т.д.
Лекала, имеющие различную форму и служащие для вычерчивания кривых линий.