Способы использования шрифта в макете
Изготовление шрифтовых композиций приемами макетирования позволяет воспринимать буквы, как элементы объемно-пространственной композиции.
Начинать работу над текстом нужно с определения схемы композиционного решения. Затем надпись нужно рассчитать по длине и высоте. В макетировании разнообразие поставленных композиционных задач вызывает необходимость использования различных шрифтов. Существует масса способов использования шрифта в макете более или менее трудоемких. По технике изготовления их можно разбить на две большие группы -объемный и плоский шрифт:
Рис. 180
Рис. 181
Рис. 182
1. Плоский шрифт
а) Плоские буквы, являющиеся элементом разработки поверхности:
Буквы вырезаются только с боков и в середине, а в плоскости основания надрезаются с изнаночной стороны листа. От верхнего абриса буквы откладывается величина выноса. Элементы выноса тоже надрезаются у основания буквы с лицевой стороны листа и с изнаночной стороны у окончания выноса. Затем откладывается величина выноса от основания букв и по этой линии делается надрез с изнаночной стороны листа, по межбуквенному пространству. После чего бумага или картон сгибается по надрезам. Получается, что буквы выступают вперед из плоскости листа под прямым углом, на величину заданного выноса. Величину выноса можно брать переменной (рис. 180, 181).
б) Плоские буквы образующие рельеф на поверхности (рис. 182). Плоскости с буквами могут быть развернуты в пространстве под различными углами (рис. 183). Буквы вырезаются и наклеиваются либо непосредственно на лист с закомпонованной надписью, либо на маячки, что придает надписи больший объем. Таким образом, буквы приподнимаются над поверхностью листа.
в) Буквы, трансформируемые из плоскости. Буквы выносятся или углубляются внутрь посред-ствам сгибов и надрезов, под различными углами к поверхности.
г) Шрифтовая композиция в виде невысокого рельефа или заглубления. Буквы могут быть частично прорезаны в листе бумаги и отогнуты или располагаться на подложке (рис. 184 - 186).
д) Буквы, читаемые за счет теней. Они могут быть получены из поставленной на ребро полоски бумаги. Тень сама формирует букву и позволяет добиться эффектного изображения шрифта (рис. 187, 188).
Рис. 183
Для этого берется лист бумаги или картона с размеченной на нем надписью, вокруг которой на ребро наклеиваются полоски бумаги или картона определенной высоты, так называемые маячки, на которые сверху уже наклеивается лист с прорезанной надписью, если шрифт тонкий, или двумя параллельными полосками, если толщины бумаги или картона недостаточно.
2. Объемный шрифт
Данный шрифт составляется из букв, представляющих собой отдельные объемные формы. Можно выделить следующие способы изготовления объемного шрифта:
а) Из букв, форма которых приближена к простым геометрическим телам (призмам, пирамидам и т.д.) (рис. 189).
б) Из объемных букв, наклеенных на простое геометрическое тело (рис. 190).
в) Из плоских букв, врезанных в простое геометрическое тело (цельное или полое) (рис. 191).
Во всех перечисленных выше случаях буква представляет собой массивный объем или объем с включением пространства.Она может рассматриваться и как самостоятельная композиция, и как отдельный композиционный элемент.
Самостоятельная работа
Упражнение 1.Вензель.
Цель задания. Овладеть композиционными приемами выполнения шрифтовых композиций в макете.
Методические указания. Перед выполнением шрифтовой композиции в макете следует выбрать тип шрифта и прием его макетного исполнения. Затем сделать эскиз, в котором необходимо рассчитать композицию надписи и выполнить чистовой макет. Пример готовой работы приведен на рис. 192.
Упражнение 2. Выполнить макет игрового элемента на детской площадке с использованием шрифта (рис. 193, 194).
Цель задания. Научиться выполнять объемно-пространственную композицию на заданную тему с использрванием шрифта.
Методические указания. На первом этапе делается эскиз, по нему - подмакетник. Каждый последующий уровень рельефа в подмакетнике приподнят на 2-3 мм. Затем вычерчиваются и вырезаются заготовки кубов с вписанными или накладными буквами различной величины. Возможно использование криволинейных элементов в виде пандуса и г-образных, линейных элементов, а также цвета.
Рис. 193
Рис. 194