Современные материалы и технологии для реставрации
За рубежом существует несколько крупных фирм, которые наладили производство синтетических материалов, разработанных специально для реставрационных целей. Крупнейшими поставщиками материалов и оборудования являются фирмы Lascaux Restauro (Швейцария), Maimairi (Италия), Windsore (Великобритания), Hercules (Германия) (приложение 1).
Фирма Lascaux Restauro предлагает пять марок Клеи для дублирования, десять видов дисперсий и растворов синтетических смол для укрепления красочного слоя и склейки экспонатов из дерева, бумаги, ткани, кости, стекла, фарфора, керамики, различные типы пакровных лаков, материалы для грунтов, мастыковак, пасты для имитации фактуры красочного слоя, растворители, наполнители, пигменты и др. Кроме того, все эти фирмы предлагают реставратором широкий спектр вспомогательных материалов -
хлопчатобумажные, льняные и синтетические (из полиэфирных волокон и стекловолокна) полотна различной толщины, нетканыя полиамидные материалы типа микалентнай бумаги, а также различные виды пленок, липкие ленты, бумагу с гидрофобным покрытием и т.д.
Адгезивы (клеи). В зарубежной практике для дублировании картин на новую основу и укрепления красочного слоя используют два типа адгезивов - синтетические аналоги воска-смоляных мастик и загущения акриловые дисперсии. Американская фирма Adam Chemical Co разработала материал Beva 371, который представляет собой термопластического ротационной композиционный материал на основе сапалимера этилена с винилацетата, который содержит парафин и синтетическую смолу, которая обеспечивает липкость. После сплавлении компонентов расплав растворяется в смеси бензина и талуола, так что в готовом виде материал представляет собой 40-50% раствор и имеет вазелинападобную консистенцию. В случае необходимости вязкость материала можно уменьшить до требуемой величины путем разбавлення чистым бензином или толуол или их смесью.
Технология дублирования с помощью Beva 371 достаточно проста, но требует точного выдерживания температуры и толщины адгезионного шва. Дублирование проводится на вакуумном столе, который обеспечивает поддержку температуры с точностью до ± 1 ºС при степени разрежения 25 мм рт. сл. Исходный продукт Beva 371 разбавляют до 25% концентрации, перед нанесением подогревают на водяной бани до прозрачного состояния, затем с помощью ролика или валика с губчатым покрытием наносят на дублировачную ткань в несколько слоев, каждый последующий слой наносят через 6 часов после предыдущего, а перед склеиванием ткань с нанесенными слоями нужна выдержать в течение 24 часов.
В случае редкого полотна дублировачную ткань перед нанесением Beva 371 нужна проклеить 20 раствором Paraloid В-72 в ксилолы. Температура, при которой достигаются максимальные показатели адгезии, составляет 52 ºС; для этого адгезива требуется очень точная поддержка температурного режима, так как даже незначительное отклонение от заданной температуры может привести к существенному изменению прочности связи. Для раздублировки картины достаточно теплового воздействия - либо праглажвання утюгом, либо нагрева феном.
Второй аналог воска-смоляной мастикой также поставляется фирмой Lascaux Restauro и носит название Adhesive Wax 443-95, он представляет собой сплав микракрышталичнага воска и политэрпенавай смолы.
В Художественном институте г. Дрездена бывшей ддр в начале 80-х гг был разработан аналог Beva 371 под названием "Salie 83" на основе тех самых компонентов, но которые выпускались промышленностью ддр: клей подготавливался смешением 2- марок сапалимера этилена с винилацетата "Miraviten D37" i "Miraviten D47 XA" (в соотношении 1: 1): парафин был выбран с температурой плавления 56-58 ºС. Все три компоненты в соотношении 53%, 30%, 17% последовательно расплавляют (сразу Miraviten, затем смолы и парафин), а затем расплавленную композицию разбавляли смесью бензина и талуола (2: 1) до получения 40% -й концентрации. Технология дублирования аналогична технологии работы с Beva 371: трехкратное нанесение тонких слоев адгезива с интервалом 20 минут с следующий нагревом при температуре 55-60 С. Для всех типов адгезивов охлаждение нужно проводить под давлением (мешочек с песком или вакуумный стол).
В Государственной Трэцяковскай галерее в Москве А.П.Kавалёв выполнил дублирование театральных декораций, написанных Шагалом на тонком полотне, использовав разбавленные растворы Beva 371, которые наносились с помощью пульверизатора. В зарубежной практике широко используют этот материал для быстрого и надежного укрепления ветхих краев картин.
Второй тип адгезивов, применяемых за рубежом для дублирования картин на новую основу. Представляет собой водные полимерные дисперсии на основе бутилового эфиров акриловой и метакрылавай кислот: Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV, Plextol P550, Plextol B500, Primal AC33 i AC643.
Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV - фирма-производитель и поставщик Lascaux Restauro (Швейцария) представляет собой водную дисперсию на основе сапалимера бутылакрылата и метылметакрылата, загущенные полиметакрылавай кислотой. Разбавляется водой до требуемой концентрации, после высыхания образует вильгацестойкую пленку, которая характеризуется высокой эластичностью. Кроме дублирования картин на новую основу, этот материал рекомендуется в качестве адгезива для склейки бумаги, тканей, полотна с картоном, деревом, штукатуркой и цементом (российские аналоги АК-202, 211 и 253).
Lascaux Acrylic Adhesive 498 20X - водная полимерная дисперсия на основе бутылакрылата, размер частиц 0,1-0,2 мкм, густая ксилол (20%). Рекомендуется для напавжорсткага склеивания бумаги, картона, дерева, наклеиванию полотна на картон, дерево, штукатурку и цемент. Быстро сохнет и обладает хорошей исходной липкостью.
Plextol B500. Водная дисперсия на основе сапалимера бутылакрылата и метылметакрылата с акриловой кислотой, которая является внутренним пластификаторов; молекулярная масса 100 000, размер частачак - 104 см, количество макромолекул в частице 107. Этот адгезии рекомендуется для дублировании полотен, вкладки жесткого кракелюра и вздутий красочного слоя. В США адгезии фирмы Rohm & Haas продается под маркой Rohamere
B500, этот материал является аналогом дисперсии Lascaux 360 HV, но выпускается без загустителя.
Plextol D360 i D498 - водные дисперсии на основе н-бутылакрылата и метылметакрылата, разбавляются водой, рекомендован для дублирования картин на новую основу.
Primal AC643 - водная дисперсия сополимера этылакрылата с метылакрылатам, выпускается фирмой Rohm & Haas (Германия), в продаже также под названием Rhoplex AC643.
Lascaux Hydro-Primer 750 - водная акриловая дисперсия (30%) с размером частачак 0,06 мкм, без растворителя и пластификатора, рН 8-9, разбавляется водой. Характеризуется высокой проникающей способностью, образует полупрозрачные пленки. Рекомендовано для укрепления красочного слоя настенной живописи и живописи на холсте, а также для укрепления разрушенных грунтов. Смешивается с такими растворителями, как спирты, цэллазольвы и др.
Для укрепления красочного слоев масляной живописи на масляных грунтах предлагаются акриловые полимеры в растворах - Paraloid В-72, Plexisol P550.
Необходимо отметить, что за рубежом, например, во Франции, клеи для реставрационных целей имеют маркировку "Musée". Такую маркировку имеет ПВА-клей Flexiplé, имеющий нейтральные значения рН и образует, в отличие от отечественных и российских клеев, эластичную пленку.
Кансалиданты. Для укрепления пористых и сильно деструктурированные объектов (камня, кирпича, штукатурки, дерева) за рубежом широко используются крэмнийарганичныя продукты класса силанав, силаксанав и силазанав, выпускаемых фирмой Wacker (Германия).
Итальянские исследователи предложили для охраны камня от влаги новый класс фторированные акриловых полимеров - они обеспечивают эффективной защиту от влаги, воздействия от УФ-лучей и агрессивных загрязнителей воздуха в промышленных городах, но в отличие от крэмнийарганичных материалов, вступающих в химическое взаимодействие с авторским материалом, эти полимеры частично обратимые. Для укрепления пористых и спарашковваючыхся объектов используют дыизацыанаты. Японские ученые предложили для укрепления камня комбинацию из акриловых полимеров и силазанав.
Защитные покрытия. В качестве замены природных смол - мастыкса и дамара, используемых для приготовления лаков, рекомендуется использование низкомолекулярных синтетических смол класса циклогексанол (Resin K, Resin N), полибутылметакрылатавыя полимеры (Elvacite 2044, 2045, фирма Du Pont - Франция, Acryl Haas - Германия, Lascaux Varnish 575 - Lascaux Restauro - Швейцария), а также гидрагенизаваныя углеводородные смолы (Arcon P90, фирма Aracawa, Regalrez 1094, фирма Hercules - Германия).
Новые технологии / В последнее время за рубежом наблюдается тенденция не столько к расширения ассартыменту реставрационных материалов (он в основном уже сформированы, и в рамках существующего ассортимента можно решить практически любые реставрационные задачи), сколько к совершенствованию методов и внедрения новых сложных технологий.
В качестве примера можно привести уникальную технологию напыления в вакууме на руинираваныя объекты пленки параксилилена, образующаяся в результате полимеризации Дымер из газовой фазы, что позволяет сформировать тоненькую полимерную пленку, которая названа "Parylene" и имеет толщину от 0,25 до 20 мкм ; эта технология была успешно опробована при реставрации таких хрупких объектов, как ископаемые растения и насекомые, археологическая кость, изделия из шелка, поврежденные при пожаре книги и в других случаях, когда все другие реставрационные материалы и методы себя не оправдали. В Чехии аналогичная методика использовалась для укрепления разрушенных археологических материалов ( "Полифония"). В Петербурге эта методика также была апробирована при реставрации пострадавшей при пожаре бумаги.
Для очистки уникальных памятников (в основном мраморная и медная скульптура и архитектурные памятники, бумага, ткани) широко используется лазер. Кстати, один из первых "реставрационных" лазеров был сделан в Беларуси.
Нанотехнологии. Пьеро Баглиони с коллегами из университетом Флоренции разработали наначасцинки щелочноземельные металлов, которые могут быть нанесены на фрески и другие произведения изобразительного искусства. Они не только создают эффективный барьер против дальнейшего повреждения артефактов, но и помогают при реставрации. Так как большая часть настенных росписей и скульптур создан из известняка - осадочных пород, в основном созданной с карбонатов кальция. Кислые дожди и незначительное количество окисей серы, что содержатся во влажном паветны, павадуюць переход карбонатов кальция в сульфат и, как следствие, пешкожанню предмета искусства.
Даследавальники разработали наначасцинки из гидроксидов кальция, взаимодействующих с атмосферным диоксидом углерода с образованием карбонатов кальция, происходит прочное соединение с карбонатом кальция из состава предмета. Избыток карбоната кальция может адварациць процесс разрушения, что охраняет поврежденную часть скульптуры или фрески.
Нанапакрыцце очень простое в использовании. Наначасцинки дыспергуюць в изопропанол, суспензия наносится кистью или распыляется
на поверхность. Если произведение искусства чрезвычайно ослаблен, наначасцинки наносятся путем капиллярного падсосу через поры в рисовой бумаги.
Химики из Флоренции получили наночастицы из гидроксидов кальция, стронция, бария и магните, причем эти наначасцинки могут быть полезными и в других целях. Например, гидроксиды кальция и Магне - в реставрации бумаги и др. цэлюлозавтрымливаючых материалов.
В заключение нужно сказать, что расширение ассортимента реставрационных материалов не является самоцелью, а диктуется конкретными реставрационными задачами, которые сегодня невозможно решить с использованием существующих адгезивы, кансалидантав и пакровных материалов, и поскольку такие задачи существуют и будут появляться в дальнейшем, ассортимент будет пополняться новыми современными синтетическими материалами, которые смогут обеспечить решение реставрационных проблем на новом, качественно более высоком уровне.