Понятия и показатели качества продукции
Тема № 15 КАЧЕСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.Понятие и показатели качества продукции.
2.Управление качеством продукции.
3.Новая стратегия в управлении качеством.
4.Стандартизация и сертификация.
Понятия и показатели качества продукции.
Качество продукции- важнейший показатель деятельность предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов.
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» качество-это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции- относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Свойства продукции количественно выражается в показателях качества. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции;
2. Показатели надежности- безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность , долговечность изделия;
3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
4. Показатели стандартизации и унификации- это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием;
6. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования;
8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности;
9. Экологические показатели- это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции;
10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить формулой:
где Копт— экономически оптимальное качество;
Q— качество изделия;
С— затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Наука, занимающаяся количественной оценкой качества, называется квалиметрия.
Заниматься качеством должны все- от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Обобщающий показатель качества
Кк = ,
где Кк- коэффициент качества; Сб- стоимость забракованной продукции в процессе производства; Сд- стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф; Сг- стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту; Сф- стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле
где З, Зэ- полные затраты потребителя соответственно по сравниваемой продукции и эталону
Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:
где Т- срок службы; i – год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель-коэффициент конкурентоспособности:
где i=1,… n- число параметров продукции, участвующих в оценке;
j=1,… n- виды продукции; ai- коэффициент весомости;
Пij- конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции;
Пin- желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;
2.Управление качеством продукции.
Управление качеством- действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на рис
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество относятся:
- станки, машины, другое производственное оборудование;
- профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
-характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
- интерьер и производственный дизайн;
- характер материальных и моральных стимулов;
- морально-психологический климат в производственном коллективе;
- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
- состояние социально-материальной среды работающих.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который на Западе обозначается как петля качества, включает 11 этапов.
| |||
2.Проектирование,
разработка
продукции
1.Маркетинг 3.Материально-техническое
снабжение
11.Утилизация 4.Подготовка и разработка
производственной продукции
10.Техническое 5.Изготовление
обслуживание
9.Монтаж и 6.Контроль, проведение
эксплуатация испытаний
8.Реализация
7.Упаковка и
хранение
Рис. Управление качеством продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.