Внешнеторговые контракты и их цены
Цены текущих контрактов отношения в кратковременный период, (продавец \ покупатель) имеют регулярный, случайный характер, регулярность сделок (гарантированный рынок сбыта \ приобретение продукции в необходимом количестве). Способствуют стабилизации цен, ценыфактических сделок по текущим контрактам ниже справочных прейскурантных и цен предложения на величину скидки. На ценах текущих контрактов базируются публикуемые официально цены фактических сделок.
Цены долгосрочных контрактов, (продавец \ покупатель) устойчивые торговые связи, контракты на длительный срок (15-20 лет). С учетом перспективы изменении рынка, цены долгосрочных контрактов более стабильны, чем ценытекущих контрактов (торговля сырьевыми промышленными и сельскохозяйственными товарами, особенность их производства).
Информация по ценам долгосрочных контрактов ограничена, публикуется нерегулярно и лишь по некоторым товарам и отдельным странам.
Способ установления:
твердые фиксированные цены;
твердые фиксированные цены (последующая корректировка);
цены с последующей фиксацией;
скользящие цены.
Твердые фиксированные цены момент подписания контракта, не подлежат дальнейшим изменениям (контракт, на краткосрочный период). Для потребителей такие цены выгодны, при цене на рынке с тенденцией к повышению, для продавцов, цены имеют тенденцию к понижению.
Твердые фиксированные цены с возможностью последующей корректировки фиксируются в момент заключения контракта, но оговаривается возможность их изменения.
Цены с последующей фиксацией, закрепляются принцип определения цены, источники информации о ценах и дата, фиксирования цены, применяются, время выполнения контракта цены на рынке резко изменятся, контрактные цены товаров в договоре не указываются. (2.3, 2.4)
Скользящие цены исчисляются в момент исполнения контракта, пересчет цен, установленных при подписании, размер возможного увеличения цен (лимит скольжения) фиксируется при подписании контракта. Различают экспортные (для продавца) и импортные (для покупателя) цены, формируются (условия рынка, позиция продавца и покупателя). Если положение экспортера на рынке более сильное, чем импортера, то экспортная цена завышается, и наоборот, цена более обоснованна при уравновешенной позиции продавца и покупателя.
Формирование национальных цен имеет отличие от цен внешнеторговых, их расчет наиболее часто привлекает метод использования конкурентных материалов (информации отдельных производящих и реализующих на мировом рынке фирм) аналогичную, близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.
Этапы формирования:
цена-ориентир (выбор на мировом рынке);
цена сделки (учет качества, платежа, транспортировки, страхования, хранения);
экспортная пошлина (учет);
на дату заключения сделки (валюта по курсу Банка России)
На базе таможенной стоимости импортного товара (с учетом таможенных, импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны), устанавливаются на импортируемую продукцию цены. Определенное место в структуре импортных цен косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).
Три метода цены предложения:
База (издержки производства);
Исход (уровень спроса);
основа (уровень цен конкурентов).
Преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте, базовые издержки на единицу продукции являются основой цены, прибавляется величина (неучтенных затрат и прибыль фирмы).
Схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен, отличие экспортной калькуляции заключается в дополнительных расходах по сбыту:
комиссионная оплата продавцов и представителей;
таможенные расходы (импорт) в стране покупателя;
издержки (транспорт);
затраты (финансирование);
расходы (страхование товара);
расходы (упаковка);
резервы (непредвиденные риски);
расходы (составление контракта, оформление сертификатов и т.д.).
Два основных подхода данного метода определения цены:
использование полных издержек производства;
использование предельных издержек производства.
Первый метод - исчисление совокупности затрат на единицу продукции (полных издержек производства). Сумма совокупных издержек плюс процентная надбавка предполагаемой прибыли.
Цена товара на основе метода предельных издержек, (затраты, непосредственно относящиеся к производству).
Метод цен с ориентацией на спрос, исходя из спроса (сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар). Производственные затраты - ограничительный фактор, показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью, метод успешно используется при наличии на рынке взаимозаменяемых товаров, дающих возможность сравнивать аналогичные товары между собой, делать выводы о них. (3,2, 3.3)
Кроме факторов спроса на рынке фирма должна учитывать действия конкурентов:
делают выборку свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые), экспортируемым;
заносят в таблицу основные технико-экономические показатели того и другого товара, с условиями поставки и цены;
цену экспортируемого товара (с помощью поправок) приводят к условиям реализации на выбранном рынке.
Получают усредненную цену (конкурирующих товаров несколько) относительно всех упомянутых товаров, цена и будет базой для переговоров с покупателями.
Основой формирования внутренней цены является контрактная или мировая цена товара (при импорте). На уровень импортных цен значительное влияние оказывает таможенное обложение, географическое направление импорта.
Формирование внутренних цен на импортные товары сложен, товар, облагается таможенной пошлиной по ставкам таможенного тарифа, акцизным сбором (по подакцизным товарам), налогом на добавленную стоимость и таможенным сбором (закупаемые за счет собственных валютных средств из дальнего зарубежья). Эти платежи, при таможенной очистке товара, увеличивают расходы импортера (учитываются при формировании внутренней цены), необходимо прибавить еще дополнительные расходы импортера внутри страны при доставке товара до пункта его реализации в оптовом звене. Оптовики учитывают (транспортные и складские расходы, страховые платежи, возможное комиссионное вознаграждение внешнеторговой организации или расходы по банковской ссуде (с начислением НДС по всем этим видам дополнительных расходов)).
Эти издержки будут учитываться при определении размера налогооблагаемой прибыли в составе свободной оптово-отпускной цены, ее величина устанавливается самим импортером, прибавлением к расчетным издержкам определенной прибыли. Импортный товар поступает в розничную сеть, продается по свободной розничной цене с учетом торговой надбавки, облагаемой, в свою очередь, НДС.